"Подстраиваемся под новое время". Как бизнес спасается от банкротства
Бизнес потерпел колоссальные убытки из-за введённого по всей России карантина. Людям доступен вход только в продуктовые магазины и аптеки. Всё остальное — только через онлайн-сервисы, которые есть не у всех. Лайф узнал, на что идёт руководство компаний, чтобы спасти свой бизнес.
Сейчас в поте лица трудятся без отдыха медицинские работники, усердно работают сервисы онлайн-доставок, у кого-то есть возможность работать дистанционно. Однако многие предприятия закрыты на карантин, вследствие чего могут обанкротиться. Не дожидаясь поддержки от правительства, некоторые предприниматели начинают спасать свой бизнес от убытков самостоятельно: сокращают штат, рабочие часы, отправляют сотрудников в отпуск за свой счёт.
— Работаем дистанционно, но из-за сложившейся ситуации руководитель вынужден был сократить количество рабочих дней — до четырёх в неделю. Соответственно, урежется и зарплата, — рассказала Ксения, сотрудница крупной сети ресторанов общественного питания.
Совладелице пиар-агентства BBAgency Евгении Пруслиной пришлось договариваться с подрядчиками (копирайтерами) о снижении ставки за копирайт в 1,5–2 раза на двухмесячный период. С сотрудниками же пришлось переходить на более тонкую систему оплаты.
— Сейчас у нас фиксированные 50% от той зарплаты, которая была, а всё остальное — это бонус за перевыполнение KPI. Так мы даём нашим клиентам большую ценность за тот же гонорар, так как сейчас все нацелены на высокую продуктивность в синергии. Оборот упал на 30% (за счёт приостановки работы с теми клиентами, которые занимались организацией офлайн-мероприятий), при этом личный доход остался на прежнем уровне, — говорит Евгения Пруслина.
Фото © Shutterstock
Кризис затронул и индустрию развлечений, однако пройти тот же самый квест теперь можно в онлайн-режиме. Президент федеральной event-сети Rublev Family Станислав Рублёв рассказал, что его команде удалось оперативно разработать онлайн-версию квест-шоу, что позволило не только сохранить прибыль, но даже расти во время кризиса.
— Благодаря онлайн-продукту мы сохраняем стопроцентную выручку наших франчайзи, при том что их оборот в эти месяцы будет ниже более чем на 50%, чем при проведении офлайн-мероприятий. При этом средний чек на наш онлайн-праздник в три раза ниже по сравнению с офлайн. Такого результата мы достигли за счёт высокой маржинальности онлайн-продукта — по сути, она доходит до 100% за вычетом маркетинговых расходов, — поделился с Лайфом Станислав Рублёв.
Также он добавил, что оборот компании можно увеличить в целом благодаря онлайн-продукту в тех городах, в которых его ещё не было, и получать дополнительную прибыль.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман считает, что в любой компании важно создавать атмосферу в коллективе, располагающую к работе и достижениям успехов. В момент кризиса компаниям, по его словам, нужно, безусловно, урезать лишние расходы, а также пытаться удержать существующих клиентов и, если есть такая возможность, оказывать услуги, подстраиваясь под новое время.
Фото © Shutterstock
— Буквально на днях мы с командой впервые проводили мероприятие на несколько сотен человек полностью с помощью онлайн-технологий. Таким же образом выстроили коммуникацию со СМИ. Для нас это был новый опыт, но мы сумели быстро адаптироваться под новые реалии. Теперь мы умеем проводить крупные встречи в формате онлайн. Сейчас работаем над организацией вебинаров для малого и среднего бизнеса, посвящённых антикризисным коммуникациям, и думаем, что первые из них будем проводить бесплатно, чтобы помочь людям сориентироваться, — поделился своим успехом Марк Шерман.
Помимо сфер питания и развлечений страдает и автомобильный рынок. Генеральный директор компании Automama Никита Быков рассказал, что сокращение затронуло не более 10% от общей численности персонала, остальные сотрудники переведены в режим простоя с сохранением 2/3 оклада либо работают на удалёнке — при наличии возможности выполнять свой функционал. Сотрудникам в продажах с низкими окладами компания фиксирует часть премии для поддержания минимального уровня жизни. А чтобы сотрудники не скучали во время самоизоляции, в компании планируют проводить дистанционные тренинги.
Диагностика автомобилей, предпродажная подготовка, подготовительный ремонт и гарантийный ремонт по 30-дневной технической гарантии осуществляются на сертифицированных партнёрских СТО. Никита Быков пояснил, что компания аутсорсит данные услуги, что позволяет в кризис минимизировать данные расходы пропорционально сокращению бизнеса.
Фото © Andrea Piacquadio / Pexels
— У нас один из лучших сайтов в автомобильной отрасли — с максимально прозрачной информацией о наших автомобилях, централизованный продающий контакт-центр и семидневная гарантия возврата денег на автомобили, поэтому мы ещё в 2019 году начали пилотировать онлайн-продажи с доставкой на удалённости 1000 километров от офиса продаж. В данный момент приняли решение осуществлять доставку только в пределах регионов нашего присутствия, чтобы минимизировать логистические сложности по доставке и работу по возврату автомобилей по гарантии в условиях пандемии и существующих карантинных ограничений, — рассказал генеральный директор компании.
Он также отметил, что информационные технологии являются для компании приоритетом в развитии, поэтому сайт, сервис оценки Autocheck, одобрение по кредиту, кредитный рейтинг, система автоматизации счастья клиентов и другие высокотехнологичные решения осуществляются собственными сотрудниками без привлечения подрядчиков.
Кроме того, за время остановки бизнеса в планах компании сделать три-четыре новых релиза и улучшения функциональности сервисов. В частности, планируется завершить автоматизацию договоров купли-продажи для сокращения времени ожидания документов при покупке автомобилей.