13 апреля 2020, 14:51
248436

Внезапный разворот. Как отреагировали чешские СМИ на уголовное дело из России по сносу памятника маршалу Коневу

Доцент Финансового университета Геворг Мирзаян — о реакции чешских журналистов на уголовное дело, которое возбудил Следственный комитет против одного из муниципалитетов Праги, демонтировавшего памятник маршалу Коневу.

Фото © ТАСС / АР / Petr David Josek

Читать на сайте Life.ru

Между Россией и Чехией разгорается дипломатический скандал. После решения властей Праги втихаря демонтировать памятник маршалу Коневу Следственный комитет России возбудил против организаторов сего позорного мероприятия уголовное дело по статье "Осквернение символов воинской славы России, совершённое публично". И вот тут чешские власти оказались на неприятном шпагате. С одной стороны, они, как и другие приличные люди, раскритиковали снос монумента человеку, который освободил Прагу и Освенцим от нацистов. Речь идёт не только о моральном преступлении, но и о нарушении внешнеполитических обязательств. Чехия не имела права сносить этот памятник, поэтому это и назвали переносом. Не говоря уже о том, что, как пишут некоторые чешские журналисты, нужно было понимать реакцию россиян (для которых оскорбление памяти маршала является кощунством) и влияние этого шага на российско-чешские отношения.

С другой стороны, внутриполитические причины не дают им возможности поддержать российские претензии, а тем более действия по уголовному преследованию "никчёмных людей". Поэтому в МИД Чехии заявили, что российское законодательство не будет исполняться на территории их страны, и в то же время потребовали от муниципальных властей "достойного обращения" с демонтированным монументом.

Что же касается чешских журналистов, то они в большинстве своём оказались менее корректными, дипломатичными и адекватными. Некоторые комментаторы сразу же включили чёрно-белую аналитику, в рамках которой нужно защищать любые, даже неадекватные действия "своих" против "чужих" — и под "чужими" тут, конечно же, понимается Россия. Поэтому требования Москвы называются русской наглостью, а критику действий чешских муниципальных властей внутри самой Чехии — ерундой пророссийских активистов. Которые должны защищать не российские, а чешские интересы — в том числе и в плане содержания захоронений. Лидер партии TOP 09 (в которой состоит глава муниципалитета Ондржей Коларж, отдавший приказ о сносе монумента) Маркета Адамова потребовала от "прислужников путинского режима" пойти позаботиться о чешских памятниках в России.

Ну а заодно и позаботиться о судьбе самого несчастного Коларжа. Отец бравого главы района — Петр Коларж — в прямом эфире говорит, что теперь боится за судьбу своего сына, который якобы может пострадать от разгневанного Сергея Шойгу, стать очередной жертвой российской разведки, ликвидирующей противников Москвы за рубежом. Так что если отдельным западным политикам и разведчикам нужна очередная сакральная жертва, очередной "Скрипаль" для резкого обострения российско-европейских отношений, то маленький провокатор Коларж является идеальным кандидатом на эту большую роль.

Ряд СМИ, впрочем, рассматривают уголовное преследование, начатое в России, не как покушение на отдельных деятелей в чешской политической среде, а в целом на чешский суверенитет. Говорят о том, что Москва "забывает" о чешской независимости. И тем самым эти "кто-то" снова демонстрируют искажённое понимание независимости у людей, обладающих рабским сознанием. Для них независимость — это "делаю то, что хочу", а не "делаю то, что хочу, но при этом несу ответственность за свои действия".

Впрочем, они считают, что ответственность в этом решении была, но не перед Москвой (которой чехи ничего не должны), а перед избирателями в самом пражском районе, где демонтировали монумент. Решение демонтировать памятник было принято "в демократической стране демократично избранными властями", и ни один российский чиновник, по мнению Ондржея Коларжа, не имеет права криминализировать это решение. А если в России этого не понимают, то, по мнению чешских журналистов, "это только показывает, что демократические механизмы являются чуждыми для этого государства".

Что ж, они правы. Нам действительно чужды "демократические механизмы" в том смысле, в котором их понимают чехи, да и другие восточноевропейцы. Демократия для нас — это почему-то не борьба с периодом собственной истории, подарившем стране её промышленный потенциал. Демократия — это не демонтаж памятников людям, которые не только освободили наш город от нацистов, но и, не применив тяжёлую артиллерию, пожертвовали жизнями солдат для того, чтобы город не был разрушен. Наконец, демократия — это не борьба с мёртвыми, а обеспечение достойного настоящего и будущего живым. Будущего, которое невозможно без окончания войны со своим прошлым.