Xray не поможет. АвтоВАЗ может отказаться от самого модного кроссовера
Продажи автомобилей 50 лет назад и в 2020 году у "АвтоВАЗа диаметрально противоположны. Сильно изменилась страна, изменился покупатель. Однако методы и технологии автогиганта пока оставляют желать лучшего — составить конкуренцию зарубежным брендам пока не получается.
Фото © Shutterstock
"Икс", но не BMW
Поправить историю с продажами и репутацией отечественных автомобилей должны были линейка автомобилей Lada Vesta и Lada Xray, созданных совместными усилиями тольяттинских и французских инженеров. В отличие от машин собственной разработки, которые хоть и пришлись по вкусу российским водителям, но были долгое время популярны за неимением лучшего, перспективная платформа от Renault сулила огромную экономию на разработке и, как следствие, производстве.
Однако после выхода на рынок стало ясно, что единственным удачным продуктом в линейке оказалась Lada Vesta — красивая, надёжная, комфортная машина. Пожалуй, первый придуманный с нуля автомобиль В-класса, который стал по-настоящему стильным городским седаном отечественного производства за последнее десятилетие. А вот с кроссовером Xray, габариты которого скорее сопоставимы с малолитражкой, АвтоВАЗ просчитался.
Фото © Shutterstock
В первую очередь не в духе времени оказался дизайн — если посмотреть на машину сбоку, то можно увидеть, что она оказалась похожа на ВАЗ-2110, которой дали обидное прозвище "корова на тощих ногах". Но внушительных результатов, которыми можно было бы гордиться, с кроссовером Xray АвтоВАЗ добиться не смог. В 2018 году продажи Xray упали на 17%. Через полгода удалось продать чуть больше автомобилей, а в 2019-м случился небольшой рекорд — удалось продать 28 967 автомобилей этой модели.
Однако на этом триумф Xray закончил. За первый квартал 2020 года падение продаж Lada Xray и вовсе составило 20% — за три месяца нового года дилеры купили у завода всего пять с небольшим тысяч автомобилей. Не помогла даже версия Lada Xray Cross с вариатором. Она, как показывают отчёты, оказалась слишком дорога — цены на эту версию стартуют с отметки 854,9 тыс. рублей.
Свой вклад в снижение продаж и отказ от отечественного "компактного кроссовера" внесла и экономика новых автомобилей ВАЗ. Любой автосервис практически сразу может посчитать обслуживание отечественной машины. Но фокус состоит в том, что для Lada Priora и для Lada Vesta / Xray, построенной на иностранной платформе, ценник на обслуживание будет разным. Хотите конкретики? Пожалуйста.
• Наружный шрус Lada Priora стоит в розницу 1200 рублей. Его замена стоит ещё примерно 800 рублей. Итоговый чек — 2000 рублей.
• Наружный шрус Lada Xray стоит 2600 рублей. Его замена стоит ещё примерно 1200 рублей. Итоговый чек — 3800 рублей. В два раза дороже.
Вся остальная экономика автомобиля построена в этом же ключе. Вроде бы машина российской сборки, качество материалов внутри салона, как общая надёжность, оставляет желать лучшего, однако ценник за обслуживание уже как у приличной иномарки D-класса.
Фото © Shutterstock
Руководитель лаборатории качества "Промсервис" Денис Попов пояснил, что более высокая стоимость запасных частей вовсе не равна их качеству.
Конструктивно большая часть элементов на новых машинах не предлагает никаких новых решений, связанных с удорожанием детали с ремонтом почти в два раза. Удорожание происходит из-за того, что цепочка кооперации становится длиннее, поставщики находятся за рубежом. На качестве это никак не отражается. Пока сложно говорить, становится ли хуже, но надёжности через подорожание детали точно не происходит
Конструктивно большая часть элементов на новых машинах не предлагает никаких новых решений, связанных с удорожанием детали с ремонтом почти в два раза. Удорожание происходит из-за того, что цепочка кооперации становится длиннее, поставщики находятся за рубежом. На качестве это никак не отражается. Пока сложно говорить, становится ли хуже, но надёжности через подорожание детали точно не происходит
Денис Попов
По мнению Попова, дальнейший рост на российском рынке без повышения качества автомобилей — начиная от металлургии кузовных элементов и заканчивая пластиком в салоне — практически невозможен. Причин для этого две. Первая — корейские автомобили, вторая — китайские. Автопроизводители из КНР, по словам директора лаборатории качества, в последние несколько лет провели колоссальную работу над ошибками.
Китайские автомобили, особенно в бюджетном и среднем сегменте, сейчас по качеству уже превосходят отечественные. В основном по одной причине — китайцы покупают лицензии на производство отдельных компонентов у крупных компаний, поэтому проблем с надёжностью там практически нет. "Сделано в Китае" — больше не ругательство, а наоборот
Китайские автомобили, особенно в бюджетном и среднем сегменте, сейчас по качеству уже превосходят отечественные. В основном по одной причине — китайцы покупают лицензии на производство отдельных компонентов у крупных компаний, поэтому проблем с надёжностью там практически нет. "Сделано в Китае" — больше не ругательство, а наоборот
Денис Попов
Свой особый план
При этом цены на Lada Vesta / Xray адекватными не назовёшь. За Vesta в кузове седан просят 530–540 тыс. рублей, а итоговый ценник за минимальную комплектацию Xray ниже 650–700 тыс. в салонах официальных дилеров найти невозможно. В обоих случаях речь идёт об автомобилях в комплектации "голый, как барабан" с механической коробкой передач. Цены на топовые версии вплотную приближаются к миллиону рублей, а в случае с Lada Vesta Sport даже превышают психологическую отметку. Но за счёт чего АвтоВАЗ продолжает жить и даже строить планы на будущее? Всё просто.
Во-первых, завод регулярно получает субсидии от государства, потому что конкурировать в агрессивной, насыщенной качественными автомобилями среде тольяттинский завод пока не в состоянии. Во-вторых, дешёвые автомобили в минимальной комплектации (зачастую даже без кондиционера) — по-прежнему ходовой товар. К примеру, Lada Granta в самой минимальной версии стоит всего 380 тыс. рублей, а если поторговаться и взять фирменный кредит, и того меньше — 350–360 тыс. рублей. И это за новый автомобиль актуального года. За счёт бюджетных автомобилей АвтоВАЗ впервые за десять лет получил операционную прибыль и начал потихоньку слезать с иглы государственного финансирования. Но это, скорее, подтверждение правила, что старые (с точки зрения технологий) автомобили, в которых нет ни аудиосистемы, ни кондиционера, нужны лишь как средство доставки из точки А в точку Б. Однако продажи именно этих машин в первом месяце 2020 года увеличились на 4% по сравнению с прошлым годом.
Фото © Shutterstock
Из нового модельного ряда относительно хорошо в России продаётся только Lada Vesta. У этой модели — почётное второе место по результатам продаж за 2019 год. Всего АвтоВАЗ смог продать 111 459 машин (+2,9% к результатам 2018 года). Большая часть из них (55 300 единиц) пришлась на универсалы Lada Vesta SW и Vesta SW Cross. Именно Vesta SW Cross ударила по продажам Xray, которая дороже не только при покупке, но и в обслуживании примерно на 30%. Xray в плане выверенности технологий, баланса дизайна к технологичности и надёжности — гадкий утёнок, которого можно было превратить в прекрасного лебедя, но что-то пошло не так. Это же поняли и клиенты. Для сравнения — в 2018 году модель Xray Cross с 1,8-литровым двигателем и МКПП разошлась тиражом в 2700 единиц. В 2019-м эту же комплектацию заказали всего 800 покупателей.
Вместо того чтобы провести работу над ошибками, АвтоВАЗ выпустил спецверсию Xray, которая стоит более миллиона рублей. Цена новой Lada Xray Cross в комплектации Instinct составляет 1 330 900 рублей, однако вместе со страховкой и комплектом резины, охранным комплексом будет стоить примерно 1 200 000 рублей, а это уже совершенно другая лига. И тут нужно заметить, что технологически автомобиль не изменился. Подорожание произошло из-за более приятных материалов отделки салона и головного устройства "Яндекс.Авто" со встроенным навигатором. На этом инновации закончились. Двигатели и трансмиссия остались прежними.
Если продажи Xray падают, то благодаря Lada Vesta АвтоВАЗ смог за первый месяц 2020 года продать 32 808 автомобилей. Есть и другие достижения. Например, у АвтоВАЗа — один из самых больших запасов по готовым автомобилям в стране. Несмотря на то что конвейер завода почти на две недели остановили из-за распространения коронавирусной инфекции, большой запас позволил избежать серьёзного провала по продажам. По сравнению с прошлым годом сокращение составило всего 3%. Отчасти благодаря такому подходу АвтоВАЗ по-прежнему занимает 20% российского рынка новых автомобилей.
Аналитик ГК "ФинАМ" Алексей Калачёв пояснил, что снижение продаж может зависеть от многих факторов, однако АвтоВАЗ, совершенно точно, поторопился с повышением цен в 2020 году.
Нужно думать, как снижать издержки, и нужно хорошо понимать, в каком сегменте приходится работать. И совершенствоваться в рамках этих условий. Ну и потом, цены выше миллиона на автомобили — это слишком. АвтоВАЗ — даже не средний сегмент, это бюджетные автомобили. Повышение цены вряд ли принесёт заводу что-то хорошее, поскольку в миллион рублей вполне укладываются и китайские, и даже хорошие корейские автомобили
Нужно думать, как снижать издержки, и нужно хорошо понимать, в каком сегменте приходится работать. И совершенствоваться в рамках этих условий. Ну и потом, цены выше миллиона на автомобили — это слишком. АвтоВАЗ — даже не средний сегмент, это бюджетные автомобили. Повышение цены вряд ли принесёт заводу что-то хорошее, поскольку в миллион рублей вполне укладываются и китайские, и даже хорошие корейские автомобили
Алексей Калачёв
C учётом того что АвтоВАЗ выпустил уже 400 тыс. автомобилей Lada Vesta и они же совершенно ожидаемо стали флагманом нового модельного ряда, производство Xray выглядит всё менее логичным. Этот кроссовер больше похож на редкий iPhone 6, который вроде технически не так уж отличается от самых новых смартфонов, но при ежедневном использовании сильно проигрывает и в производительности, и в качестве изготовления. Поэтому аналитики считают, что дни Xray в том виде, в каком мы его знаем, сочтены — АвтоВАЗ либо серьёзно поменяет саму суть автомобиля и сделает его более привлекательным, либо вообще снимет компактный кроссовер с производства.
Главная опасность для волжского завода состоит в том, что на российский рынок постепенно возвращаются недорогие, более комфортные иномарки. В Россию со временем вернётся и относительно бюджетный Opel Astra, а компания Chevrolet, которая долгое время доставляла проблемы волжанам, выпустила новую модель Damas на Костанайском заводе в Казахстане. При этом Damas в Казахстане уже сейчас стоит дешевле Lada Granta — 582 тыс. рублей против 598 тыс. Когда Chevrolet сертифицирует этот автомобиль для российского рынка (а никаких сомнений в этом нет), продажи Lada Granta могут рухнуть — и АвтоВАЗ лишится своего самого доходного продукта.