Первый пошёл? Московские каршеринги могут обанкротиться из-за коронавируса

8 мая 2020, 06:30
11212

Фото © arenda-car.ru

<p>Фото © <a href="https://arenda-car.ru/autoprofy/rental-news/starye-i-novye-igroki-na-rynke-moskovskogo-karsheringa-plyusy-minusy-podvodnye-kamni/" target="_blank" rel="noopener noreferrer">arenda-car.ru</a></p>

Лизинг может подвести

Первой жертвой коронавируса и последовавшего за ним режима самоизоляции может стать один из самых ярких и заметных каршерингов Москвы. Каршеринг Matreshcar начал рассылать пользователям сообщения о том, что сервис более недоступен. Строго говоря, к чему-то подобному были готовы все пользователи каршеринга в Москве, да и крупных игроков на этом рынке всего трое, однако дела у Matreshcar могут оказаться куда хуже, чем кажется на первый взгляд.

Если изучить бухгалтерскую отчётность компании, то можно обнаружить сильную закредитованность и первые намёки на проблемы ещё два года назад, задолго до коронавируса. В 2018 году компания показывала приличные финансовые результаты: все материальные активы (автомобили плюс операционные средства и деньги на счетах) были оценены в 856 млн рублей. Но с учётом того, что любой каршеринг, где бы он ни работал, чаще всего использует для аренды лизинговые автомобили, ООО "Бипмашин" (которое и владеет Matreshcar) заключило 82 лизинговых контракта. Их общая сумма на 2018-й, согласно выписке из "СПАРК-Интерфакс", — 767 млн рублей.

Фото © ТАСС / Джапаридзе Михаил

Фото © ТАСС / Джапаридзе Михаил

На тот же 2018 год приходится и серьёзная задолженность по кредитам — почти 58 млн рублей. А вот чистая прибыль за тот же отчётный период не то чтобы фантастическая — за год всего 32 млн рублей. Может ли компания с небольшим доходом обслуживать парк автомобилей, вносить лизинговые платежи в срок и развивать сервис? Да, но только при нормальном финансовом администрировании.

Мал, да удал

Для собственников каршеринга доступно два лизинговых продукта. Первый — операционный лизинг, которым чаще всего и пользуются каршеринги. Суть продукта проста: компания платит за машину определённую сумму в месяц, однако автомобиль в собственность предприятия не переходит. Другой вариант — финансовый лизинг, который условно можно приравнять к покупке автомобиля в кредит. И здесь самое время снова вспомнить про ООО "Бипмашин", на балансе которого числится 82 действующих и 15 закрытых лизинговых договоров.

С одной стороны, ничего необычного: любой каршеринг пользуется лизингом. Однако если бегло просмотреть социальные финансовые документы компании и пообщаться с людьми из индустрии каршеринга, то возникают подозрения, что автомобили Matreshcar в ярко-красной оклейке покупались в собственность. Косвенным доказательством этого решения являются и записи блогеров, которые регулярно стали находить в открытой продаже премиум-автомобили, некогда состоявшие в парке компании.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Видео от аккаунта @foxauto_official . Матрешкины мерины в автосалоне! Вроде в неплохом состоянии после столичной каршеринговой движухи))) #матрешкар #матрешcar #матрёшкар #matreshcar #матрёшcar #яндексдрайвспб #каршерингпитер #каршерингспб #каршерингсанктпетербург #новостикаршеринга #carsharingnews #московскийкаршеринг #каршерингмосква #каршерингвмоскве #коммунаркасити #одинцовосити #делимобиль #delimobile #delimobilmoscow #belkacar #яндексдрайв #yandexdrive

Публикация от Новости Каршеринга 🚙🔄 (@carsharnews)

Но единичные случаи продажи могут быть и чистой случайностью, хотя марка и модель автомобиля на видео выше совпадают с теми, что использовались в Matreshcar. Всего, если верить выпискам из "СПАРК-Интерфакс", на балансе компании в текущий момент находится 232 легковых автомобиля. Скорее всего, именно за их лизинг компания и должна кредитным учреждениям ООО "Мэйджор лизинг", "Мерседес-бенц файненшл сервисес рус" и другим компаниям 58 млн рублей.

Первый пошёл?

Исходя из содержания писем, отправленных клиентам, у Matreshcar действительно начались проблемы. Клиентам каршеринга сообщают, что сервис более недоступен, а на все уточняющие вопросы администраторы сервиса не отвечают. Точно так же пресс-служба компании не отвечает на официальные запросы по указанной на сайте почте, а телефоны, указанные на сайте, молчат.

При этом другие сервисы каршеринга продолжают консультировать пользователей даже в тот момент, когда официально использование каршеринга в Москве и области запрещено.

Скриншот © vk.com / "Подслушано каршеринг"

Скриншот © vk.com / "Подслушано каршеринг"

Последняя активность в социальных сетях Matreshcar — больше месяца назад. Ещё в 20-х числах марта сервис рапортовал о выходе за пределы МКАД и расширении охвата, а спустя неделю вся активность в социальных сетях компании была резко прекращена. Правда, всё указывает на то, что проблемы у компании начались ещё раньше. В августе 2019 года большая часть автомобилей сервиса Matreshcar были подключены к системе каршеринг-агрегатора YouDrive Pool.

В пресс-службе YouDrive нам пояснили, что машины Matreshcar, как и автомобили других небольших каршеринг-сервисов, действительно отображались на картах YouDrive при поиске автомобиля, но их контролем и администрированием занимались исключительно владельцы. Однако источники в индустрии каршеринга подтвердили, что у Matreshcar действительно начались серьёзные проблемы, из которых в ближайший год компания может и не выйти.

Последние партнёрские проекты и публичные мероприятия они проводили в марте, а потом всё резко оборвалось. Насколько известно, из-за крайне ограниченного "плеча" по финансам и высоких лизинговых платежей им придётся продать большую часть автомобилей и прекратить деятельность в 2020 году. О временной передышке речи не идёт, все программы развития у них свёрнуты, маркетинг не отвечает на звонки и сообщения даже партнёрам, так что ничего хорошего можно не ждать, — говорят источники.

Почти что рабочая схема

На вопросы относительно здоровья компании могло бы ответить её руководство — генеральный директор Дмитрий Паринов и один из соучредителей, бывший заместитель директора НКО "Российская ассоциация электронных коммуникаций" (РАЭК) Владимир Магеров. Однако оперативно связаться с Дмитрием Париновым не удалось, а Владимир Магеров не отвечает по телефону и на сообщения в мессенджерах и социальных сетях. Зато в социальных сетях компании, например в "Инстаграме", до сих пор сохранились "прощальные" сообщения, в которых компания обещает скоро вернуться.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Вынуждены сообщить не очень радостные новости😔 В связи со сложившейся ситуацией в городе мы вынуждены сократить зону завершения аренды. ❗С завтрашнего дня завершать аренду в Москве можно исключительно в пределах МКАДа, зона Санкт-Петербурга останется без изменений❗ Это лишь временные трудности, но мы не можем их избежать. В скором времени вернёмся к Вам с прежними условиями😊 Промокод при регистрации BONUS. Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать их нам. Почта: hotline@matreshcar.ru Телеграм-бот клиентской службы: https://t-do.ru/Matreshcabot Телефон: *2025 или полный номер +7-495-108-2025. Хороших поездок🥰

Публикация от Каршеринг МатрёшCar (@matreshcar)

В судебных документах на ООО "Бипмашин" удалось обнаружить четыре исковых заявления, общая сумма которых приближается к 14 млн рублей. При беглом изучении становится понятно, что эти деньги каршеринг Matreshcar задолжал поставщикам шин и автосервисам, в которых прокатные автомобили обслуживались на протяжении всего срока службы. В трёх исках каршеринг является ответчиком, лишь в одном (с суммой исковых требований чуть больше миллиона рублей) — истцом.

Временные трудности каршерингов в кризисный период подтверждают и эксперты, однако выходить из этих трудностей можно по-разному. Кому-то проще сгруппироваться и потерпеть, другие на такой подвиг в кризис не способны, поэтому сразу закрываются. По словам аналитика ГК "Финам" Алексея Калачёва, связано это с высокой закредитованностью сервисов.

Все компании в кредитах и лизинге. Но за крупными сервисами стоят большие структуры, способные оказать поддержку. У мелких игроков возможностей продержаться меньше. Да и масштаб пока небольшой, проще обанкротиться и потом начать сначала. Большим компаниям через эту процедуру пройти сложнее, за ними много связей и обязательств, от которых сложнее отказаться

Алексей Калачёв

ГК "Финам"

 © vk.com / "Подслушано каршеринг"

© vk.com / "Подслушано каршеринг"

Если Matreshcar следует именно этой логике, то официального заявления о банкротстве можно и не ждать, хотя сервис на самом деле прекратит работу и перестанет предоставлять автомобили для краткосрочной аренды. Оснований думать иначе нет. При завершении аренды за пределами МКАД сервис отправлял пользователям уведомления с требованием вернуть автомобиль поближе к городу и досрочно закончить аренду. Каршеринги с исправной бизнес-моделью клиентов о таком почти никогда не просят, а это значит, что у Matreshcar на самом деле проблемы.

Собственно, это и подтверждают сотрудники поддержки компании в социальных сетях. Поддержка Matreshcar (хотя и в необоснованно грубой форме) ответила на наш запрос в своей официальной группе "ВКонтакте", упомянув, что юридически сервис проживёт до лета, но машины будут недоступны навсегда. Однако дальнейшие подробности, по словам сотрудников поддержки, "вас не касаются".

Скриншот © https://vk.com/matreshcar

Скриншот © https://vk.com/matreshcar

К ответу

Кроме того, исполнительных производств на ООО "Бипмашин" до сих пор открыто на общую сумму более 600 тысяч рублей. Нельзя сказать, что это ощутимая сумма для компании с выручкой в 96,5 млн рублей и прибылью в 32 млн рублей за 2018 год, но суды и претензии приставов ведут к блокировке счетов, а это значит, что все накопленные споры могут толкнуть каршеринг в пропасть.

Однако рынок Москвы и области, как и потребность людей в каршеринге, слишком велики, чтобы просто так отказываться от них. Вероятно, в Matreshcar действительно взяли перерыв на время эпидемии коронавируса и весь 2020 год. За это время опытные управленцы вполне могут решить проблемы с долгами по лизингу и стратегией компании в целом. Не исключено, что в 2021 году Matreshcar, как и другие небольшие игроки, вернётся и продолжит работать, но сейчас всё идёт к тому, что на рынке краткосрочной аренды в Москве станет посвободнее.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1