По российской технологии. ВВС США начали готовить к войне "бомбардировщики Судного дня"
Для того чтобы оперативно собрать несколько эскадрилий, бомбардировщики B1B снимают с хранения в пустыне и возвращают на заводы.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
Костный двор
Boneyard, или кладбище авиационной техники в Аризоне, — это своеобразная гробница времён холодной войны, распечатывают которую только в исключительных случаях. Сейчас как раз то время, когда новые старые машины могут пополнить строевые части американских ВВС, и причин для этого несколько.
• Во-первых, несмотря на огромную серию, истребители В1В почти утратили потенциал к модернизации. Из 60 машин современным оборудованием оснащено не более половины, однако к 2025 году уже модернизированные машины могут устареть как морально, так и технически.
• Во-вторых, большая часть строевых машин нуждается в срочном ремонте, но проблема состоит в том, что воспроизвести технологии 70-х годов, использованные для создания этого самолёта, США не могут.
Фото © Shutterstock
Использовать вместо В1В стратегические носители ядерного оружия — самолёты В2 Spirit — ВВС США тоже не могут. В практическом отношении это будет выглядеть как забивание гвоздей микроскопом. Нового самолёта-стратега под индексом В21, способного нести и ядерные, и обычные вооружения, ждать в ближайшее время не стоит, поэтому приходится изобретать решения на ходу.
Самый простой способ изучить конструкцию самолёта — собрать то, что осталось на свалке. Но проблема в том, что большая часть самолётов В1, запечатанных на авиабазе Дэвис-Монтен в Аризоне, непригодны для использования. Процент "выживших" от общего числа пока невелик — всего два самолёта из десяти находятся в пригодном для ремонта состоянии. Поэтому с ними, как с донорами органов, сразу же начинают работать авиационные хирурги.
Российский опыт?
Главная проблема модернизации такой техники, как самолёт-носитель ядерного оружия, кроется в том, что, как и человеческий организм, эти машины подвержены старению. Большая часть самолётов В1 с американской базы хранения уже имеют прочностные и конструкционные повреждения, связанные с долгим простоем. Иными словами, время начало убивать "стратегов" прямо на том месте, где их оставили. Но на заводы для изучения везут всех, кто подаёт признаки жизни.
Фото © Shutterstock
И тут в дело вступает российский метод строительства или, правильнее сказать, создания стратегических ракетоносцев Ту-160. Их, как известно, начали производить заново, однако для того, чтобы наладить процесс, пришлось потренироваться на подопытных бортах, принимаемых на модернизацию. С машин, которые поступали на авиационный завод в Казани, на каждом этапе разбора снимали "цифровой слепок".
• Специальный лазер сканирует поверхности, и на экране компьютера инженеры видят состояние металла, включая даже небольшие микротрещины, которые могут повлиять на целостность конструкции. С учётом электронной дефектовки сразу заказываются запчасти, и вся процедура занимает не более двух суток вместе с разбором самолёта.
Американские авиастроители этой технологией не пользовались до поры до времени, но ситуация обернулась следующим образом. Новых самолётов нет, старые приходят в негодность, а те, что уцелели, нужно изучать и какое-то время производить заново, пока перспективные средства доставки ядерного оружия существуют только на бумаге. Сделать это даже с таким военным бюджетом, как в США, непросто.
Кандидат технических наук и авиационный инженер Борис Дубровин, принимавший участие в сборке первого лётного образца самолёта Ту-160, отметил, что американцам придётся экстренно восстанавливать потерянные технологии, а вся ситуация сильно напоминает историю с ракетами "Сатурн" и программой "Аполлон".
Тогда решили, что раз слетали на Луну, то можно и забросить проект. А сейчас опять необходимость — и технологий нет. С авиацией так же. Вообще не планировалось, что В1 будут заново строить, но жизнь заставляет. Перспективная авиация сложна, и у её создателей есть свойство запаздывать. Даже восстановление производства Ту-160 потребовало чудовищных усилий. Технологию электронно-лучевой сварки собирали по кусочкам. А там целый самолёт заново перепроектировать придётся. Это чудовищно как по затратам, так и по срокам, дело не одного года
Тогда решили, что раз слетали на Луну, то можно и забросить проект. А сейчас опять необходимость — и технологий нет. С авиацией так же. Вообще не планировалось, что В1 будут заново строить, но жизнь заставляет. Перспективная авиация сложна, и у её создателей есть свойство запаздывать. Даже восстановление производства Ту-160 потребовало чудовищных усилий. Технологию электронно-лучевой сварки собирали по кусочкам. А там целый самолёт заново перепроектировать придётся. Это чудовищно как по затратам, так и по срокам, дело не одного года
Борис Дубровин
Противовес
Американский В1В появился раньше Ту-160. Обе машины закладывались примерно в одно и то же время, создавались примерно одними и теми же темпами, и требования к ним у ВВС США и ВВС (тогда ещё) Советского Союза примерно совпадали. Однако советские конструкторы, сами того не зная, создали практически вечную с точки зрения износа машину. Потягаться с ней может разве что турбовинтовой носитель крылатых ракет Ту-95, который в строевых частях служит уже 65 лет и не собирается на пенсию.
Инженеры говорят, что американский В1В — единственный самолёт-носитель, производить который в ближайшие пять лет можно с наименьшими затратами и чей технологический цикл ещё относительно не выработан до конца. От старых и проверенных В-52 тоже никто отказываться не будет, однако В1В могут готовить для вполне современной войны. Для войн текущих эти машины уже не подходят. Даже в Сирии, где американские военные применяли В1В, их служба оказалась короткой, и машины были экстренно отозваны для срочной модернизации.
B-1B Lancer в небе Афганистана, 2008 год. Фото © Wikipedia
Быстро наладить модернизацию американских В1В, в отличие от российских Ту-160 и бомбардировщиков Ту-22, которые тоже способны нести высокоточное оружие, нельзя. Если верить публикациям в зарубежных СМИ, только доставка, разбор и изучение повреждений В1В занимают 30 дней в пересчёте на каждый борт. С такими темпами восстановление займёт несколько лет, а в России авиационный завод им. Горбунова ещё в начале апреля начал сборку установочной партии НОВЫХ самолётов Ту-160, на воссоздание производства которых потребовались несколько лет и уникальные технологии.
С учётом заказанных 50 самолётов Ту-160 и 16 уже состоящих на вооружении бортов, которые должны модернизировать в ближайшие пять лет, российские ВКС встретят наступление 2030 года с полностью обновлённым авиапарком стратегических ракетоносцев. Что в это время будет происходит с американской "доставочной" авиацией, сказать сложно. Инженер-механик и один из тех, кому довелось строить первые электронные комплексы для самолётов Ту-160, Пётр Копытцев пояснил, что американский В1В что почти 50 лет назад, что сейчас создавали как временное решение для ВВС.
Обычно такое у нас случается, но вот из "временной меры" по старой традиции В1 превратился в постоянное решение, с помощью которого оттянули неизбежные многомиллиардные траты на новый носитель ракет с ядерной боевой частью. У ВВС США в данный момент нет на вооружении ни одного современного самолёта, способного гарантированно доставить до хорошо оснащённого противника десяток тонн бомб за один раз. И что с этим делать, точно никто не знает
Обычно такое у нас случается, но вот из "временной меры" по старой традиции В1 превратился в постоянное решение, с помощью которого оттянули неизбежные многомиллиардные траты на новый носитель ракет с ядерной боевой частью. У ВВС США в данный момент нет на вооружении ни одного современного самолёта, способного гарантированно доставить до хорошо оснащённого противника десяток тонн бомб за один раз. И что с этим делать, точно никто не знает
Пётр Копытцев
Самолёт В2, стоимость которого составляет больше $2 млрд, оказался слишком уязвим, "стелсы" F117 хорошей нагрузкой похвастаться не смогли и были списаны, а старый добрый В-52 с десятком ракет на борту засекается средствами ПВО ещё в момент отрыва от взлётно-посадочной полосы. С чисто практической точки зрения только В1В может обеспечить успех ВВС США в отдельных регионах мира, но история жизни этого самолёта катится к закату быстрее, чем создатели думают над её продолжением.