"Чужой" по-нашему. Почему "Спутник" понравится всем поклонникам голливудской фантастики
В прокат вышел новый фильм "Спутник". Это российский научно-фантастический хоррор, перед которым стоят уникальные и непростые задачи: окупиться без больших экранов и доказать, что и у России может быть свой, простите за каламбур, "Чужой". Мы посмотрели фильм и рассказываем, почему картина имеет все шансы справиться со своим заданием.
Фото © Kinopoisk / "Спутник"
Год 1983-й. Экипаж космического корабля "Орбита-4" готовится к возвращению на Землю. Всё идёт хорошо, пока не случается небольшая авария и оба космонавта не замечают в иллюминаторе нечто.
Фото © Kinopoisk / "Спутник"
Зрителю показывают жёсткую посадку. Один космонавт — Аверченко — лежит без сознания с окровавленной головой. А второй — Константин Вешняков (Пётр Фёдоров) — на ногах, но выглядит крайне нездоровым. Симптомы — совсем не как при коронавирусе: кровавые белки, отдышка, кровавая мокрота.
Космонавта срочно перевозят на секретную базу, где полковник Семирадов (Фёдор Бондарчук) и номинант на Нобелевскую премию доктор Ян Ригель (Антон Васильев) изучают больного и довольно быстро выясняют, что с Земли экипаж отправлялся вдвоём, а вернулся втроём. И третий — совсем не SARS-CoV-2, а нечто гораздо крупнее.
Семирадов летит в Москву за подмогой. Выбирает принципиального и целеустремлённого нейрофизиолога Татьяну Климову (Оксана Акиньшина), которая готова нарушить правила во имя справедливости и спасения пациента. На базе она довольно быстро узнаёт, что полковник утаивает от неё важную информацию.
Фото © Kinopoisk / "Спутник"
Звучит и выглядит дорого
Режиссёр картины Егор Абраменко с первых минут даёт понять, на какие западные иконы жанра ориентировался, когда работал над "Спутником". Здесь всё: "Чужой", "Живое", "Прибытие", "Аннигиляция" и не только. Что отнюдь не плохо. Ведь если и учиться у кого-либо, то только у лучших.
И из Абраменко вышел весьма прилежный ученик. Первое, что оказывает восприятие на зрителя в "Спутнике", — музыка. Она начинается до видеоряда. И музыка эта качественная. Она напоминает лязгающее звучание Вангелиса, с которым работал Ридли Скотт, автор "Чужого", и в то же время пугающую дисгармоничность Джоффа Барроу из "Аннигиляции". Звук в "Спутнике" составляет добрую часть атмосферности.
Следом нельзя не обратить внимание на детали. Приборная панель космического корабля и аппаратная лаборатории с сотнями лампочек и тумблеров отлично сочетаются с духом 80-х. Вместе с игрушкой-неваляшкой и песней "Миллионы алых роз" фильм на какое-то время окутывает приятной ностальгией. Картину хочется назвать правдоподобной. Для фантастики, да ещё и ужастика — это большого стоит.
К слову, о декорациях. "Спутник" — весьма камерный фильм. Но это не бросается в глаза. Что является показателем мастерства кинематографистов. Это значит, что в фильме работает атмосфера и саспенс, которые удерживают зрителя в тонусе и не дают ему заскучать даже при минимальном наборе локаций.
Играют на атмосферу не только звук, но и стиль оператора. Максим Жуков проделал отличную работу со светом. Холодные или тёплые тона ни разу не диссонируют с происходящим. Встречается много хороших общих планов, в которых грамотная расстановка людей внимательному зрителю намекнёт на их скрытые мотивы. Неплохо реализована стилизация кадра под различные средства наблюдения. В "Спутнике" есть несколько сцен, которые демонстрируют происходящее либо через камеру наблюдения, либо через тепловизор, либо через ПНВ. Такой картинке не характерна натуралистичность, однако даже через силуэты фильму удаётся убедительно передать ужас происходящего: рождение пришельца, его кровавую расправу с "кормом" и не только.
Фото © Kinopoisk / "Спутник"
При этом не сказать, что "Спутник" выглядит дёшево. В картине хватает качественной компьютерной графики и экшен-сцен. Последних, к слову, немного. Все они кульминационные и, признаться, неплохие.
О графике. Она здесь, понятное дело, в основном сосредоточилась на инопланетном спутнике космонавта. Сразу отметим, что визуально тварь получилась небанальной. "Спутник" поддерживает новый голливудский тренд на изображение космической угрозы в более или менее абстрактной форме. Вспомните "Прибытие", "Живое" и "Аннигиляцию". Тамошних тварей в лучшем случае можно просто увидеть, а не наблюдать последствия их деятельности. В "Спутнике" немного попроще: внешность у пришельца конкретная и постоянная, но всё же оригинальная.
Что, впрочем, немудрено. За арт-дизайн в картине отвечает студия Main Road Post. Это если не самая, то точно одна из лучших команд аниматоров в России. Main Road Post, напомним, работала над "Вторжением", "Притяжением", "Особо опасен" и не только.
Сюжет не лучший, но зато свой
Сначала о хорошем. Во-первых, радует, что главный герой в "Спутнике" — женщина. Женщина сильная, умная и волевая. Низкий поклон авторам за то, что обошлись без постельной сцены. В Татьяне Климовой вполне хорошо угадывается прообраз Эллен Рипли из "Чужого". Героине, которая раз и навсегда доказала Голливуду, что женский персонаж годится не только для того, чтобы быть привязанной к рельсам и звать на помощь.
Во-вторых, повествование делится на две фазы с хорошо очерченными границами. День — время людей и человечности во всём её многообразии. Ночь — пора зверя и жестокости. Маленький спойлер — фильм заканчивается при свете солнца. Однако не думайте, что всё так просто и финал однозначно счастливый.
В-третьих, "Спутник" строит вокруг себя сеттинг. Не скажем, чувствуется ли в картине задел на будущее, но его для картины определённо хочется. Если корабль космонавтов называется "Орбита-4", то невольно задумываешься о предыдущих "Орбитах". Если полковник не боится трибунала, значит, за ним стоит кто-то выше. Если погибают не все главные герои, то они обязательно пригодятся для чего-нибудь ещё…
Фото © Kinopoisk / "Спутник"
Хотя нет. Последнее — это уже наши выдумки. Просто хотим выдавать желаемое за действительное. Просто… Советский Союз в разрезе научной фантастики — непаханое поле. Во всяком случае, в рамках кино. И затравка в виде "Спутника" сильно будоражит аппетит.
Из плохого — фильм недостаточно страшный. Нет, он заставляет пару раз вздрогнуть. Сцена, в которой поскальзывается героиня Оксаны Акиньшиной, прекрасна, но она одна. И ей подобных — очень мало. Хорошо нагнанный саспенс вначале заметно сдувается к концу. Всё из-за того, что "Спутник" в какой-то момент ускоряется. Но высокая скорость ему только вредит. Главная интрига, увы, тоже довольно быстро разгадывается. Хотя перед самыми титрами картина всё же делает трогательный твист.
***
Больше всего "Спутник", конечно, понравится фанатам космик-хорроров вроде перечисленных в самом начале западных референсов. Им стоит посмотреть новинку хотя бы ради того, чтобы сравнить её со своими фаворитами. Едва ли это сравнение окажется в пользу "Спутника", но и не отметить хороший старт российского кинематографа в этом направлении они не смогут.
Для остальных зрителей "Спутник" — тоже вариант. Во-первых, это красиво. Во-вторых, картина не смертельно страшная. В-третьих, в нём довольно близкая русскому человеку драма.
Ну и да… Когда мы говорим об "остальных зрителях", мы имеем в виду всех, кто старше 16 лет. Крови в "Спутнике" всё же предостаточно.
"Спутник" с 23 апреля доступен для просмотра во многих российских онлайн-кинотеатрах, в том числе и в more.tv.