2 мая 2020, 12:22
9542

Вы сидите не в той соцсети. Почему опасно пользоваться Facebook

За последние годы соцсеть Марка Цукерберга самостоятельно сгенерировала себе антирекламу. Постоянные утечки данных, странная модерация постов — эти проблемы преследуют её пользователей. Работу Facebook нужно регулировать.

Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Вечные утечки данных

Слив личных данных в открытый доступ — самая частая претензия к "Фейсбуку". Наиболее известный скандал — с фирмой Cambridge Analityca. Аналитическая компания получала данные пользователей "Фейсбука" и использовала их в личных целях.

Россия, естественно, обеспокоена сохранностью данных местных пользователей. Решение проблемы — их локализация. Данные россиян будут храниться в той стране, на территории которой они проживают, — логично. "Фейсбук" игнорирует требование государства.

Причём повлиять на соцсеть почти невозможно. У неё нет российского представительства, следовательно, она работает в рамках местного законодательства.

Это двойная политика. Россия требует, чтобы данные пользователей хранились у нас, "Фейсбук" этого не делает. Совсем недавно данные 267 миллионов пользователей соцсети оказались в отрытом доступе на хакасском форуме. И случай далеко не единичный. Проблема особенно важна в период пандемии коронавируса. Мошенники оживились, — говорит член Общественной палаты РФ Александр Малькевич.

Модерация — фактчекинг или цензура?

Фото © Shutterstock

Ещё один спорный момент в работе соцсети — модерирование постов пользователей и сообществ. "Фейсбук" неоднократно обвиняли в предвзятости. А как позже выяснилось, у модераторов даже нет чёткого мануала по работе с постами.

"Фейсбук" постоянно рассказывает, что вносит коррективы в нормы сообщества. Но мы эти нормы не видим, не знаем, и постоянно происходят странные решения, — комментирует ситуацию член Общественной палаты РФ Александр Малькевич.

Впервые мировая общественность получила доступ к правилам модерации "Фейсбука" в 2017 году благодаря стараниям британской газеты Guardian. Выяснилось, что на принятие решения — оставить контент в неизменном виде, сопроводить его предупреждением или удалить — у модератора, как правило, есть всего десять секунд.

В 2018 году в распоряжении американского издания NY Times оказались справочные материалы, с которыми работают модераторы "Фейсбука" по всему миру. Выяснилось, что мануал соцсети по работе с постами не похож на чёткое руководство. Это десятки разобщённых презентаций PowerPoint и электронных таблиц Excel.

Второй спорный момент в модерировании контента — предоставление прав на это предвзятым компаниям. На территории Прибалтики модератором соцсети стал портал Re:Baltica, известный своим субъективным отношением к России. В Грузии всё ещё более открыто — там ресурс, отвечающий за фактчекинг, озаглавлен "информационным противодействием в отношении России".

Это и есть цензура. Они принимают решения, за которые в цивилизационном мире их бы заставили отчитаться. И ведут себя по-хамски. Представьте, в каком-либо штате они назначили бы модерировать контент профашистскую группировку. Или сепаратистов — в Европе. Их бы заставили отчитаться за каждое действие, — говорит член Общественной палаты РФ Александр Малькевич.

Как бороться с "Фейсбуком"?

Фото © Shutterstock

Опыт западных стран показывает, что единственная эффективная мера — штрафы (и штрафы крупные). В прошлом году США взяли с "Фейсбука" $5 миллиардов — как раз за утечку данных.

В Европе и США пристально контролируют деятельность IT-гигантов. Генеральные прокуроры ряда штатов Америки в августе прошлого года начали совместное антимонопольное расследование в отношении крупных технологических компаний. За месяц до этого об аналогичном расследовании уже объявило Министерство юстиции США, а Федеральная комиссия по торговле США (FTC) взялась за "Фейсбук", одним из вариантов исхода ситуации было даже разделение компании.

У расследования Минюста не было конкретной цели и повода для начала. Это такая правовая атака, чтобы оказать давление на компанию. Единственное, чего министерство хотело, — это выяснить, как технологическим компаниям удалось расширить свой бизнес и увеличить влияние. В случае с "Фейсбуком" целей можно найти сколько угодно. Цензура, утечка данных и многое другое. Очевидно, что соцсеть осознаёт собственную силу. Важно помешать ей пользоваться доминирующим положением.