Грузоперевозки по берегу Байкала. Как сейчас выглядит БАМ

19 октября 2020, 07:00
4133

Фото © LIFE

<p>Фото © LIFE</p>

Байкало-Амурская магистраль входит в число крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В 2020 году её продолжают строить. Лайф проехал несколько тысяч километров на поезде, чтобы увидеть БАМ своими глазами.

4000 км в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

Эту дорогу хотели построить за три года, но прокладывают до сих пор. Сегодня Байкало-Амурская магистраль — это 4000 км железной дороги в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.

По ней идут не только пассажирские поезда, но и грузовые. Уголь, руда, лес — это сырьё добывается именно в Сибири и развозится по всей стране.

Первая остановка на магистрали — станция Тайшет. Здесь находится сортировочная горка, где товары распределяются и отправляются в сторону Дальнего Востока. Это крупнейший железнодорожный узел во всей сети РЖД — горка пропускает до 3000 вагонов в сутки или в течение одной смены.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

При этом разгрузка вагонов быстрая и автоматизированная. На сортировочной горке расположены датчики, контролирующие скорость вагонов, которые прибывают на станцию для разгрузки. Сюда же поступают данные о грузе, включая его вес. Благодаря таким датчикам вагоны движутся с нужной скоростью и не сталкиваются друг с другом.

Это упростило работу персоналу. Ранее для контроля поступления вагонов на вышках находилось до восьми человек одновременно, теперь же достаточно двух сотрудников. Впрочем, сортировочная горка ещё не достигла совершенства. Планируется реконструкция для ускорения работы, ведь используемый путепровод строился в 60-х годах прошлого века — линия только одна, и поезда могут двигаться лишь в одном направлении. В ближайшие годы железнодорожные пути будут расширены.

Также на станции Тайшет есть грузовой двор, его открыли в прошлом году. Здесь товары хранят и готовят к отправке. На полную загрузку одного поезда (63 вагона) уходит два дня, но можно управиться быстрее, если этого требует заказчик.

Грузы идут из близлежащих районов. Например, лес из северной части Красноярского края и севера Иркутской области — в этих регионах развиты лесозаготовка и лесопереработка. Отсюда груз отправляется в Китайскую Народную Республику.

Чтобы увеличить поток грузов и сделать жизнь местных жителей более удобной, РЖД проводит масштабную реконструкцию станции Тайшет, в которую входит ремонт путепровода и дороги под ним. В планах — расширить пешеходные зоны и проезжую часть, установить новое освещение в тоннеле и сделать проезд выше минимум на метр.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

В 1975 году начал свою работу единственный в стране железнодорожный мост через Лену. Но он был однопутным: поезда двигались только по одному пути и в одном направлении. Именно в этом месте происходило сужение железной дороги и образовывалась пробка из поездов. Пять лет назад РЖД начала реконструкцию моста, и в прошлом году по нему были запущены поезда, которые могут двигаться в двух направлениях.

После открытия движения по мосту пропускная способность с 26 пар поездов будет увеличена до 123 пар поездов в сутки. Длина с подходами составляет 417 метров, а высота 24 метра, добавляет заместитель начальника дирекции строительства Денис Ефимов.

За быструю отправку грузов отвечает и речной порт на станции Лена, которая находится в 700 км от Тайшета. Порт тесно связан с железной дорогой, поскольку для удобства и скорости рельсы проходят по его территории.

Быт строителя БАМа: двухкомнатная квартира, массажное кресло, вид на реку Лену

На второй станции БАМа — Лене — как и на других станциях магистрали, работникам предоставляется временное жильё.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

У помощника машиниста электровоза Дениса Старосветского дома очень уютно: просторная квартира с большим залом и спальней. На диване лежат мягкие игрушки — Денис приехал работать на станцию со своей женой и двумя детьми.

Живём мы здесь уже на протяжении полутора лет, перезимовали две зимы. Дом довольно тёплый, — рассказал Лайфу Денис. Его старшая дочь улыбается на камеру, сидя на коленях у мамы.

Для сотрудников РЖД на станции Лена работает дом отдыха, в котором функционируют домашняя столовая и спортзал с тренажёрами. Здесь же можно поспать в отдельном номере, есть массажное кресло и консультации психолога. В отдельной комнате релаксации создана уютная атмосфера, чтобы машинисты могли расслабиться после трудового дня.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

Когда машинисты спят, персоналу нельзя громко разговаривать, чтобы им не мешать. Из окон комнат открывается вид на море. Очень красиво, — говорит управляющая домом отдыха Нана Шанава.

Кстати, насчёт работников — среди них есть люди с необычной историей. Есть человек, строивший Байкало-Амурскую магистраль с самого начала — в 1974 году. Это строитель Николай Великий.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

В то время электромолотков не было, мы всё носили вручную. Один человек — одна шпала, я лично носил целую шпалу 50–60 кг. Бригада была 20 человек, клали 30 метров в день, — говорит Николай. Сегодня работа строителей изменилась. Материалы за них поднимает техника, но без людей на БАМе никуда — только их умелыми руками можно правильно построить главную магистраль России.

РЖД следит за чистотой воды в Байкале и высаживает деревья

Озеро Байкал — это четверть всей пресной воды, которая есть на планете. РЖД заботится о сохранности природных богатств России: на случай любого токсичного выброса предусмотрен сценарий устранения загрязнения. Благо, их не было, зато учения проходят активно. В частности, есть прибор, отделяющий нефть от воды на месте. Экологическая лаборатория же постоянно берёт пробу воды Байкала на наличие загрязнений — оно должно остаться чистым.

Для предотвращения и устранения экологических проблем компания закупила новейшее спасательное оборудование. Для сохранения экологии выделяются средства, соблюдаются максимально жёсткие требования: 20 минут — чтобы добраться до места, четыре часа — чтобы полностью устранить выброс.

О сохранности природы РЖД помнит при проектировке магистрали и расположении точек со строительно-монтажными работами. — При проектировании нам необходимо учитывать, где у нас расположится разворот строительной техники и где будут проводиться строительно-монтажные работы. Мы анализируем, где можно разместить строительный вахтовый городок на протяжении всего перегона. Если требуется, делаем небольшой дополнительный отвод (частичную вырубку леса. Прим. Лайфа) или выбираем участки, где отсутствуют лесные насаждения, — говорит начальник отдела дирекции строительства Татьяна Ломова.

Фото © LIFE

Фото © LIFE

Железнодорожники, строители объектов инфраструктуры и представители РЖД высадили 20 тысяч деревьев за 35 километров от Иркутска. С закрытой корневой системой прижилось практически более 90% деревьев.

Тоннель из Иркутской области в Бурятию сделает БАМ лучше

Байкальский тоннель пересекает два субъекта Российской Федерации — Иркутскую область и Бурятию. Его длина составляет 6682 км. Сейчас ведется его строительство, он должен усовершенствовать инфраструктуру БАМа.

Поезда здесь ходят и сейчас, но по старому тоннелю. Внутри него только одна ветка, это значит по ней может ехать только один поезд, а второй должен дожидаться своего часа. Проблема решится с открытием нового тоннеля — на нем поезда смогут следовать в двух направлениях.

Нам пришлось прямо врезаться в эту скалу. Первые полтора километра были трещиноватые породы камня, это позволяло работать с довольно хорошими скоростями. Дальше труднее — в середине тоннеля уже шёл монолит, — говорит руководитель подрядной организации в Северобайкальске Евгений Филиппов.

Первые поезда по тоннелю обещают пустить до конца года. Завершить новый путь на всём протяжении знаменитой магистрали РЖД рассчитывает в ближайшие годы. Это позволит перевозить в два раза больше грузов самым экологически чистым видом транспорта.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1