Защитить отечественное. Почему России нужен запрет на поставки железнодорожных колёс с Украины

47112
<p>Фото © ТАСС/ Артём Геодакян</p>

Фото © ТАСС/ Артём Геодакян

Запросы к властям о поддержке разных секторов экономики то и дело звучат в России в последние годы. 2020-й с его нежданным коронавирусом и вовсе поставил многие отрасли бизнеса на грань выживания. Казалось бы, в таких условиях поддержка со стороны государства просто необходима. И зачастую речь идёт даже не о серьёзных субсидиях, а о простой политической поддержке отечественных предприятий. В числе таковых оказались производители железнодорожных колёс. В условиях антироссийских санкций они вынуждены конкурировать с производителями из тех стран, которые эти санкции вводят. Лайф разбирался, как защитить отечественных производителей и почему в России нужно ввести запрет на поставки железнодорожных колёс с Украины.

"Незалежная" монополия

Казалось бы, цельнокатаные колёса (ЦКК), которые используются для железнодорожных составов, производят не только на Украине. В числе поставщиков колёс для поездов числятся, к примеру, Казахстан и Китай. Но почему продукция именно украинских производителей должна была попасть в немилость российских властей? Ответ на вопрос, считают вагоноремонтники, весьма прост. Претензий к Казахстану нет вовсе: они присутствуют на российском рынке в рамках Единого таможенного союза. К тому же их новейшее производство на 200 000 колёс, стартовавшее в 2019 году, экономически вполне оправданно, так как значительная часть продукции идёт на внутренний рынок, где ещё с советских времён присутствует весьма развитая сеть железных дорог.

Фото © ТАСС / Павел Кассин

Фото © ТАСС / Павел Кассин

С колёсами из Поднебесной всё ещё проще. Если в 2019 году китайские производители смогли восполнить дефицит продукции на российском рынке, то из-за курса валют в этом году китайцы в большинстве своём ушли с российского рынка.

Но при чём здесь Украина? Дело в том, что украинские металлопрокатчики являются одними из ключевых игроков на российском рынке комплектующих для железнодорожников. В тот момент, когда большинство отечественных вагоноремонтных предприятий успели закупиться китайскими колёсами впрок, Украина решила прибегнуть к "ловкости рук". Власти страны для "защиты" своих производителей в одностороннем порядке ввели запрет на курсирование вагонов на китайских колёсах. Надо ли говорить, что российские компании из-за этого понесли колоссальные убытки? Однако окончательным ударом по этому сектору российской экономики стал подписанный Владимиром Зеленским указ, вводящий санкции в отношении российских компаний. Помимо интернет-гигантов вроде "Яндекса", Mail.ru или 1С в ограничительный лист попали ГАЗ, Эрмитаж, МГУ и входящий в ОМК Выксунский металлургический завод. Именно последний является одним из крупнейших производителей железнодорожных колёс в России.

Неконкурентные санкции

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

В таких условиях России следовало бы принять ответные меры. Однако запрет на поставки украинских колёс пока лишь не более чем слухи. Несмотря на то что в ряде СМИ прозвучала информация со ссылкой на источники в Минтрансе о возможном введении такого запрета, реальных действий пока не последовало. Да и просьбы, с которыми вагоноремонтники обращались во всевозможные инстанции, не помогли.

Некоторые эксперты отрасли и вовсе заявили, что введение санкций приведёт лишь к повышению стоимости услуг, называя такие санкции неконкурентными. Однако, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), по итогам 2020 года спрос на колёса будет отставать от предложения на 23%, а в 2021 году невостребованными будет 31% предложения. Очевидно, что разница спроса и предложения вряд ли заставит цены взлететь, да и данные предыдущих лет говорят об обратном.

В последние годы рост или падение стоимости колёс никак не отражались на цене перевозок. Ставки на полувагоны росли темпами, в несколько раз опережающими повышение стоимости на колёса.

На стоимость ценообразования, говорят вагоноремонтники, не влияет и количество поставщиков. До 2019 года, когда колёса для составов производили лишь три поставщика, стоимость была порядка 25–30 тысяч рублей за штуку, а сейчас, когда на рынке больше крупных игроков, колёса стоят по 55–60 тысяч.

Не самыми эффективными мерами можно считать и антидемпинговые пошлины. При отмене сбора в 34,22% в 2019 году стоимость колёс продолжала расти, а при восстановлении пошлины в 2020-м — начала падать.

Введение санкций на поставки украинских колёс для вагонов — простой шаг для защиты национальных интересов России. Ведь монополия на колёса на Украине и при этом одобрение их поставок в РФ приводят к потерям российского бюджета за счёт меньшего выпуска отечественной продукции и по цепочке — меньшего производства стального сырья и энергоресурсов. В конечном итоге это угрожает сохранности рабочих мест производителей колёс. Санкции в сегодняшних условиях — это не эмоциональное решение против Украины, а рациональный выбор в пользу российской экономики.

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1