"Мы показали схему посадки, а через полгода эта технология появилась у SpaceX". "Русский Илон Маск" — большое интервью о ракетах, ценах на космические полёты и российском корабле "Арго"

27585

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / Yasin Ozturk / Anadolu Agency, Kyle Mazza / Anadolu Agency © МТКС

<p>Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / Yasin Ozturk / Anadolu Agency, Kyle Mazza / Anadolu Agency © МТКС</p>

Совсем скоро у Илона Маска появятся два опасных конкурента — многоразовая ракета "Союз" и многоразовый возвращаемый корабль "Арго".

Опыт против амбиций

Генеральный конструктор российской компании "Многоразовые транспортные космические системы" (МТКС) и создатель корабля "Арго" Николай Брюханов оказался совсем не похож на Илона Маска, с которым часто сравнивают не только его, но и частную российскую космическую компанию в целом. Единственное, что роднит одного из идеологов российского частного космоса с американцем и основателем SpaceX — понимание проблем, связанных с ракетами и космической техникой. В остальном это два разных человека. Как внешне, так и по взглядам на освоение космоса.

Почти сразу после короткого знакомства, ещё до начала записи интервью, разговор заходит о стоимости космоса и кто сейчас главный по космическим технологиям. Брюханов, судя по тональности ответов и реакции на вопросы про коммерческие перевозки на орбиту, по-прежнему живо следит за этой темой. Первая и главная сенсация для всех, кто изучает космос только через фильмы и в лучшем случае иногда читает научные статьи, была названа практически сразу: человечество уже начало широкое освоение космоса, но сделать его выгодным и удобным могут далеко не все.

Сдерживающим фактором выступает стоимость. Спрос на космические услуги есть. Ну посмотрите сами: частота пусков большая, полезные нагрузки ставят перед создателями ракет-носителей и космической техники определённые задачи, которые на сегодняшний день решает только многоразовость, говорит Брюханов, комментируя разговоры про моду на многоразовость, которую понимают далеко не все.

Смотрят друг на друга

Другое откровение Брюханова идёт почти следом: несмотря на то что Россия пошла другим путём по части многоразовых технологий, уникальные космические решения появились именно у нас.

Все, кто занимается космосом, смотрят на идеи и решения друг друга. Но ещё во времена моей работы в "Энергии" (РКК "Энергия". — Прим. автора) мы опубликовали в прессе схему ракетной посадки. Было это примерно в конце нулевых годов. Через полгода у Илона Маска появился реактивный вариант посадки первой ступени. Не знаю, увидел ли он наши материалы, но такое событие было, продолжает Брюханов.

Про сравнение с Илоном Маском и компанией SpaceX Брюханов отвечает, едва сдерживая смех.

Не вижу смысла сравнивать. Илон Маск — американец, и компания SpaceX — американская. У них свои проблемы при создании космической техники, у нас — свои, объясняет создатель космического корабля "Арго".

Видео © LIFE

К разговору о том, может ли Россия конкурировать с Илоном Маском, и к сравнению МТКС со SpaceX Брюханов подошёл аккуратно, отмечая, что низкий ценник для космической компании из США — не предел их коммерческих и финансовых возможностей, по крайней мере — пока американцы не демпингуют.

В космические услуги SpaceX заложена большая доля прибыли. Поэтому, если такая необходимость возникнет, Илон Маск может снизить цены на услуги выведения ещё ниже. Я думаю, ресурс у него для этого есть, считает он.

Путь, который можно пройти

В настоящий момент у России нет частного космического корабля, способного возить грузы на МКС по маршруту "туда-обратно". Грузовики "Прогресс" в этом смысле выступают в роли "космического крематория" — вместе с ними в плотных слоях атмосферы сжигается всё то, что отслужило свой срок на МКС. Космический грузовик "Арго", который Брюханов создаёт вместе со своей командой в компании МТКС под руководством бывшего топ-менеджера S7 Space Cергея Сопова, может снимать с МКС тонну полезной нагрузки. Рассказывая про идею создания корабля, Брюханов отвечает и на самый популярный вопрос: почему не стали делать сразу пилотируемый вариант?

Во-первых, перед тем, как заниматься этими работами, мы оценили всё, взвесили и поняли, что этот путь мы сможем пройти. Сразу замахиваться на пилотируемый корабль неправильно. Пилотируемая космонавтика предъявляет совершенно другие требования, более жёсткие, пояснил Брюханов.

Говоря про "Арго", Брюханов добавляет, что с текущего технологического уровня корабль продолжит совершенствоваться и дальше.

Задач много. Быть конкурентоспособными, поработать над увеличением полезной нагрузки. Часть решений удалось реализовать. Например, на корабле "Федерация" для снижения массы не смогли реализовать полимерный корпус. У нас это решение есть, уточняет генконструктор корабля "Арго".

Не в последнюю очередь "Арго" будут доводить до ума и по части экономики полёта, точности и всего того, что делает использование космической техники удобным.

Ресурс корабля с небольшим осмотром после полёта будет примерно 20 полётов. Но давайте слетаем несколько раз, получим данные, поймём, как с этим дальше работать. Ресурс может быть гораздо больше 20, но нужно собрать статистику, посмотреть, как техника себя ведёт, отмечает Брюханов.

Впереди предстоит длинный путь, который ближайший конкурент России уже прошёл. В отличие от теоретиков космоса, Брюханов заслуги Илона Маска не принижает.

Он сделал главное — прошёл путь, провёл испытания, получил данные, доработал конструкцию и спокойно доводит ракетную технику до ума. Например, одно из его решений — включение двигателей при посадке — долгое время никто не понимал. После того как чуть глубже в проблему погрузились, то выяснили, что ракеты Илона Маска не перегреваются при посадке, заявил Брюханов.

Догнать американца

Фото © Bill Ingalls / NASA via Getty Image

Фото © Bill Ingalls / NASA via Getty Image

Серьёзных проблем для космических "частников", как российская МТКС, две. Первая — отсутствие законодательства, которое облегчало бы работу частным компаниям в области космических технологий. Вторая — серьёзный отрыв конкурентов. Корабль SpaceX Dragon уже активно летает на МКС не только в грузовом варианте, но и в пилотируемом, а создателям "Арго" потребуется ещё несколько лет для вывода своей техники на орбиту.

Жизнь накладывает определённые коррективы. Мы сначала планировали первые полёты на 2023 год, а сейчас это, возможно, 2024-й, если всё пройдёт без каких-либо сложностей. Но сложности существуют и технологические, и с финансированием, поэтому я пока не берусь сказать, какой будет год, резюмирует Брюханов.

Главное (о чём Брюханов говорит между строк) — выгода от использования многоразовой космонавтики на постоянной основе. За счёт того, что "Арго" ближе всего по характеристикам к кораблю Dragon (как по объёму грузового отсека, так и по другим параметрам, например по стартовой массе), его можно использовать не только на существующих ракетах "Союз-2", но и на многоразовой ракете "Союз-СПГ". Последняя будет готова почти одновременно с кораблём "Арго". Соглашение между МТКС и "Роскосмосом", подписанное в начале октября 2020 года, вселяет надежду на то, что Россия не только вернёт себе рынок пусковых услуг, но и "прокачает" космонавтику с помощью негосударственных компаний.

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1