Второй жизни на планете не будет. Рецензия на документальный фильм "Ядовитый океан"
Писатель Екатерина Останина — о том, что на самом деле произошло на Камчатке и почему обществу важно не забывать не только о гражданском самочувствии, но и об экологическом.
Фото © LIFE
Экологическая катастрофа на Камчатке, произошедшая в конце сентября, спровоцировала информационный бум в социальных сетях: пользователи наперебой выдвигали версии причин произошедшего, обвиняли правительство в игнорировании трагедии, становились экспертами и борцами за экомир. Объективных данных было немного — лишь тревожные видео и посты, опубликованные очевидцами. Но даже этого было достаточно, чтобы понять — случилось что-то страшное.
"Ядовитый океан" — проект Александры Ли о произошедшем на Тихоокеанском побережье. Автор позиционирует его как документальный фильм, на что, конечно, имеет право, но всё же при просмотре он воспринимается как большое журналистское расследование: с фактами, аналитикой, доказательной базой и в то же время с внутренней драматургией и очевидным неравнодушием съёмочной группы. Последнее абсолютно оправдано: Александра родилась на Камчатке, поэтому с первых минут зритель понимает, что "докопаться до истины" — не только профессиональная задача, но и личная цель журналиста.
Композиционно фильм строится на четырёх версиях произошедшего: от техногенного фактора до влияния гипертоксичных водорослей. Каждую из них Ли пытается объективно оценить на предмет наибольшей вероятности: общается с жителями Камчатки, пострадавшими спортсменами, учёными, местным губернатором, ездит по окрестностям и с помощью водолазов берёт несколько органических образцов для независимых экспертиз в Москве на наличие опасных химических веществ. Параллельно журналистской работе с сухими фактами, инфографикой и цифрами зритель видит другой, субъективный, животрепещущий взгляд на ситуацию, на котором и держится вся драматургия: тоскливые прогулки сёрфера по "мёртвому" побережью, сожаление и страх за будущее многодетной мамы, которая понимает, что случившееся отразится и на людях, краткие, но точные мысли Александры о "заболевшей" малой родине.
К слову о журналистской работе: при всей, казалось бы, предвзятости к проблеме автору удалось выдержать баланс между колумнистикой и аналитикой, между лирикой и серьёзным расследованием. Ли в кадре ровно столько, сколько нужно, и там, где нужно. Она не ставит себя в центр истории (чем грешат многие коллеги в подобных форматах), не делает преждевременных выводов, не разбрасывается высокопарными фразами. И хотя на первый взгляд финальный монолог журналиста может показаться слишком пафосным, зрителя на протяжении 45 минут готовят к нему: в конце ему необходимо авторское сконцентрированное и прямо высказанное мнение.
Нельзя не отметить операторскую работу Евгения Панкова: "живые" общие и средние планы, панорамы с коптера, уместная замедленная съёмка гармонируют и дополняют сказанное Ли и другими спикерами. Немного не хватило крупных планов, но, возможно, они и не были бы замечены, учитывая масштабные, с большим количеством "воздуха" общие планы с коптера и информативные, наполненные средние. Собственный съёмочный материал авторы разбавили любительскими видео очевидцев трагедии: это вызывает ещё больше доверия к сказанному. Единственное, где это смотрится обрывисто, — это начало. Слишком резкое, оборванное, не дающее зрителю уловить общее настроение, резонирующее, в частности, с финальными планами — размеренными и плавными.
Авторы уважительно относятся к свободе мысли зрителей и не навязывают какую-либо позицию. Этот проект — почва для размышления, рассчитанный на думающую аудиторию. Лишь в одном Ли позволила себе мысль вслух — какая бы из версий произошедшего ни подтвердилась, ко всему так или иначе причастен человек. И ситуация на Камчатке очень репрезентативна: Земля действительно устала, а природа начала давать сбой в борьбе с действиями людей. Это повод задуматься. Второй жизни на планете не будет.