8 ноября 2020, 13:00
3620

Как панцирь "дьявольского жука" помог учёным разработать новые крепления для авиационных двигателей

То, что лишило насекомое возможности летать, сделало его одним из самых "сильных" существ на планете.

Фото © David Kisailus

Читать на сайте Life.ru

Учёные, которые занимаются изучением и разработкой новых свойств материалов, сделали открытие, которым обязаны "дьявольскому жуку-броненосцу", сообщает Daily Mail. Изучая его панцирь, они разработали новый тип крепежа для авиационных двигателей. Дело в том, что насекомое выдерживало пиковую нагрузку в 149 ньютонов — это давление в 39 тысяч раз превышает собственный вес жука. Иными словами, стало понятно, почему эти букашки остаются невредимыми, когда их переезжает автомобиль.

Фото © David Kisailus

Об открытии сообщил научный журнал Nature. Дьявольский броненосец (Phloeodes diabolicus) обитает в Северной Америке. О том, что его экзоскелет один из самых прочных в мире природы, было известно давно, но оставалось загадкой, как именно эволюция достигла такого результата.

Броненосный жук не летает, поэтому он не лёгкий и быстрый, а больше похож на небольшой танк. Это его способ выживания: он не может улететь, поэтому при нападении просто остаётся на месте, а его панцирь выдерживает атаки, пока хищник не сдастся

Броненосный жук не летает, поэтому он не лёгкий и быстрый, а больше похож на небольшой танк. Это его способ выживания: он не может улететь, поэтому при нападении просто остаётся на месте, а его панцирь выдерживает атаки, пока хищник не сдастся

Дэвид Кисайлус

Материаловед

Именно материаловеды выяснили, как именно ведёт себя структура панциря во время сильного давления. Оказалось, что он не раскалывается из-за швов мозаичного типа, которые образовались в результате затвердения и сращивания его надкрыльев. То есть то, что сделало жучка относительно беспомощным, в долгосрочной перспективе стало его преимуществом. При сильном воздействии панцирь расслаивается, но остаётся цельным.

Именно этот прорыв дал возможность учёным и инженерам разработать более надёжный и прочный материал для крепежей авиационных двигателей. Тот же подход, который эволюция применила в случае с "дьявольским жуком", учёные использовали при разработке нового типа углеродного волокна. Испытания показали, что такие крепления выдерживают гораздо большие нагрузки по сравнению с существующими образцами.