Передохнули — и хватит. Почему воздух сейчас ещё хуже, чем всегда?

23 ноября 2020, 21:40
6990

Фото © Shutterstock

<p>Фото © Shutterstock</p>

Не успели экологи порадоваться одному из немногих позитивных последствий пандемии, как его уровень достиг антирекорда.

Пандемия продолжается, но небольшой экологической передышке пришёл конец. За прошедшие месяцы 2020 года в России зафиксировали более 170 случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферы. Об этом сообщает РБК со ссылкой на исследование, проведённое компанией FinExpertiza на основе данных Росгидромета. Как пояснили эксперты, высоким считается загрязнение, если концентрация вредных веществ превышает предельно допустимые нормы в десять раз. Превышение в двадцать и более раз — это экстремально высокое загрязнение. Отмечается, что за весь 2019 год был лишь 61 такой случай. Более того, по опубликованным данным, состояние воздуха сейчас хуже, чем за последние 16 лет.

В марте и апреле 2020 года количество таких вопиющих случаев было равно нулю, в мае и июне — по одному, а далее начинается самое любопытное: в июле — уже 17, в августе — 43, а в сентябре — 65 (то есть за первый осенний месяц больше, чем за весь прошлый год).

Чтобы понять, что происходит, надо сначала разобраться, что именно загрязняет воздух. Специалисты называют два основных вредных вещества. Это, во-первых, бензпирен — продукт горения. Образуется в том числе при тлении сигарет, сжигании угля, древесины и, конечно, бензина. И второе — сероводород. Список источников его выделения в атмосферу весьма многообразен: химзаводы, целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия, переработка сернистой нефти и сернистого газа, очистка сточных вод, мусорные свалки.

Фото © ТАСС / Наиль Фаттахов

Фото © ТАСС / Наиль Фаттахов

Обращает на себя внимание ещё одна деталь. Из 171 случая по стране 112 приходится на Самарскую область. Этот регион известен своей развитой промышленностью. АвтоВАЗ в Тольятти выпускает 70% отечественных автомобилей. "Тольяттиазот" — крупнейшее в мире предприятие по производству аммиака. Самарский, Новокуйбышевский и Сызранский нефтеперерабатывающие заводы обеспечивают около 10–12% всего российского бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов.

Стоит упомянуть, что в июле на Сызранском НПЗ был пожар на установке по очистке дизельного топлива, в небо поднялся факел высотой около 25 метров, чёрный дым было видно со всех концов города. Кроме того, минувшим летом в Самаре горел склад лакокрасочных и полиэтиленовых изделий.

В Правительстве Самарской области заверили, что никакой катастрофической ситуации в регионе нет.

По результатам наблюдений уровень загрязнения атмосферного воздуха в подавляющем большинстве населённых пунктов Самарской области характеризуется как низкий, исключение составляет городской округ Самара, уровень загрязнения атмосферы в котором характеризуется как повышенный

Татьяна Дрожевкина

Заместитель руководителя Департамента информационной политики администрации губернатора Самарской области

В администрации региона также отметили, что в 2020 году в Самаре заработал новый автоматический пост наблюдения за загрязнением воздуха. По информации властей, он берёт пробы каждые 20 минут. И это в 20–25 раз чаще, чем все прочие посты в городе и области.

В связи с существенным увеличением количества измерений превышения предельно допустимых концентраций на данном посту фиксируются намного чаще

Татьяна Дрожевкина

Заместитель руководителя Департамента информационной политики администрации губернатора Самарской области

Между тем в Торгово-промышленной палате РФ признали, что в промышленных городах именно производственные мощности — главный виновник загрязнения воздуха. Но вот почему на этот раз загрязнение оказалось рекордным — судить не берутся.

Транспортное передвижение сокращается, а это основные источники загрязнения — выхлопные газы. И если мы видим сильный рост загрязнения атмосферы (а мы его видим), то это только промышленные предприятия

Сергей Чернин

Заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии

<p>Транспортное передвижение сокращается, а это основные источники загрязнения — выхлопные газы. И если мы видим сильный рост загрязнения атмосферы (а мы его видим), то это только промышленные предприятия</p>
<p>Транспортное передвижение сокращается, а это основные источники загрязнения — выхлопные газы. И если мы видим сильный рост загрязнения атмосферы (а мы его видим), то это только промышленные предприятия</p>

Как пояснил эксперт, многие промышленные предприятия во время пандемии продолжают работать, а их закрытие означало бы полную остановку экономики в стране.

Промышленные предприятия, безусловно, работают, особенно металлургические, их даже нельзя останавливать просто технологически, доменную печь не остановить. Но есть и предприятия, которые из-за пандемии не могут выполнить свои обязательства. И пандемия считается форс-мажором из-за того, что, например, уменьшился импорт — и он стал более непредсказуем

Сергей Чернин

Заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии

<p>Промышленные предприятия, безусловно, работают, особенно металлургические, их даже нельзя останавливать просто технологически, доменную печь не остановить. Но есть и предприятия, которые из-за пандемии не могут выполнить свои обязательства. И пандемия считается форс-мажором из-за того, что, например, уменьшился импорт — и он стал более непредсказуем</p>
<p>Промышленные предприятия, безусловно, работают, особенно металлургические, их даже нельзя останавливать просто технологически, доменную печь не остановить. Но есть и предприятия, которые из-за пандемии не могут выполнить свои обязательства. И пандемия считается форс-мажором из-за того, что, например, уменьшился импорт — и он стал более непредсказуем</p>

В то же время эксперт не исключает, что в последнее время в стране начали внедрять более совершенные методы обнаружения загрязнений и это могло повлиять на текущую статистику.

Не настолько больше идёт выбросов, сколько их наконец начинают честно контролировать, и их предприятия честно начинают показывать

Сергей Чернин

Заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии

<p>Не настолько больше идёт выбросов, сколько их наконец начинают честно контролировать, и их предприятия честно начинают показывать</p>
<p>Не настолько больше идёт выбросов, сколько их наконец начинают честно контролировать, и их предприятия честно начинают показывать</p>

Между тем далеко не во всех городах страны промышленность стоит считать главным виновником загрязнения воздуха, отмечает научный руководитель Росгидромета Роман Вильфанд. К примеру, московский воздух, по его мнению, отравляют не производство и не нефтепереработка.

Выбросы промышленных предприятий сейчас гораздо меньше влияют на общий уровень загрязнения воздуха в городах, чем раньше. После вывода промышленных предприятий за пределы Москвы они перестали быть основным источником загрязнения, гораздо большее влияние сейчас оказывает загрязнение воздуха выхлопными газами транспортных средств

Роман Вильфанд

Научный руководитель Росгидромета

<p>Выбросы промышленных предприятий сейчас гораздо меньше влияют на общий уровень загрязнения воздуха в городах, чем раньше. После вывода промышленных предприятий за пределы Москвы они перестали быть основным источником загрязнения, гораздо большее влияние сейчас оказывает загрязнение воздуха выхлопными газами транспортных средств</p>
<p>Выбросы промышленных предприятий сейчас гораздо меньше влияют на общий уровень загрязнения воздуха в городах, чем раньше. После вывода промышленных предприятий за пределы Москвы они перестали быть основным источником загрязнения, гораздо большее влияние сейчас оказывает загрязнение воздуха выхлопными газами транспортных средств</p>

Как сообщал в октябре 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин, общественным транспортом в столице этой осенью пользуется примерно на миллион человек меньше, чем до введения режима самоизоляции и перехода части компаний на удалённую работу. Ранее, в конце сентября, московский Департамент транспорта заявил, что количество машин на автодорогах тоже снижалось: после выхода рекомендации мэра работать из дома их стало на десять тысяч меньше, чем за неделю до этого. Тем не менее в городе продолжали фиксировать девятибалльные пробки, да и сейчас они достигают и семи, и восьми баллов.

Количество автомобилей на дорогах не уменьшается, наоборот, многие сейчас отказались от поездок в метро и пересели на автомобили, потому что это безопаснее

Роман Вильфанд

Научный руководитель Росгидромета

<p>Количество автомобилей на дорогах не уменьшается, наоборот, многие сейчас отказались от поездок в метро и пересели на автомобили, потому что это безопаснее</p>
<p>Количество автомобилей на дорогах не уменьшается, наоборот, многие сейчас отказались от поездок в метро и пересели на автомобили, потому что это безопаснее</p>

В России с 2018 года действует национальная программа "Чистый воздух". Её целью объявлено снижение выбросов загрязняющих веществ в крупных промышленных центрах. Составлен список из двенадцати городов, на которых планируют сосредоточиться. Самара в него не входит, зато присутствуют Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. По данным сайта "Будущее России. Национальные проекты", на улучшение качества воздуха в этих городах выделено 500 миллиардов рублей. Росприроднадзор на своём портале поясняет, что в стране восемь городов "с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха" (это Братск, Красноярск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Челябинск и Чита), но благодаря проекту "Чистый воздух" уже в 2024 году они таковыми являться не будут, а 90% их жителей будут к тому времени довольны своим воздухом. Как именно планируется совершить это экологическое чудо, не уточняется.

При этом глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов посетовал, что ни один из регионов — участников проекта ещё не получил из федерального бюджета средств на его реализацию.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1