Банк отказал в кредите. Как узнать причину отказа и исправить её
Почему важно потребовать от банка обосновать своё решение.
Банкиры уже приучили россиян, что по любой заявке на кредит банк может отказать без объяснения причин. При этом от отказов не застрахован даже тот, кто имеет высокооплачиваемую работу со стабильным доходом. Но в ряде случаев отказ — это не окончательное решение банка, а недосмотр сотрудника, который обрабатывал заявку. И тогда даже добросовестный потенциальный заёмщик может попасть в особый список отказников, а, значит, при следующем обращении ему гарантирована другая, более тщательная проверка и невыгодные условия. Можно ли узнать реальную причину отказа и почему знать об этом важно, разбирался Лайф.
Хотя банки и в период экономических успехов не привыкли баловать своим доверием даже потенциально хороших заёмщиков, к концу 2020-го они ещё более ужесточили свои требования. Согласно данным бюро кредитных историй "Эквифакс", из всех поданных заявлений на кредитование банки одобрили: 22,3% заявок на получение кредитной карты (в 2019 году в это время одобряли 31,7%); 38,7% на получение потребительского займа (в 2019-м было 42,5%); 70% на получение ипотеки (в 2019-м одобренных было 73,8%). Хотя из 77,7 миллиона россиян, когда-либо бравших кредит, высокий кредитный рейтинг имеют 78% заёмщиков (60,6 миллиона человек).
— Мы действительно сейчас работаем с заявками граждан в полуручном режиме, — рассказал руководитель одного из кредитных подразделений банка, входящего в топ-5. — И это не потому, что банк не хочет заработать. Всё дело в том, что в период развития пандемии все крупные банки получили две взаимосвязанные проблемы: во-первых, часть заёмщиков стала неспособна выполнять свои кредитные обязательства, а во-вторых, некоторые из этих дефолтных заёмщиков стали пытаться перекредитоваться в других банках и у части из них это получалось. Очевидно, что такая ситуация увеличивает риски, и, пока вносятся корректировки в скоринговые модели банка, некоторые заявки обрабатываются не банковской системой, а специалистами-андеррайтерами. А при таком подходе процент отказов всегда выше.
Фото © Shutterstock
Впрочем, как правило, отказ банка россияне воспринимают вполне нормально и в случае отрицательного решения просто обращаются в другой банк, не вникая в причины. Разве что удивляются подчас странной логике.
— В августе я подала заявку на потребительский кредит в банке, в котором у меня зарплатная карта, — рассказывает Ольга из Ростова-на-Дону. — Мне обещали решение за пять дней, но прошло три недели и ответа не последовало. Я сама пришла в отделение, и там мне сказали, что по заявке отказ. Я запросила кредит в другом банке, и после того, как его получила, мне пришла СМС от моего зарплатного банка, что кредит по моей заявке одобрен. Почему мой зарплатный банк изменил своё решение, я не знаю, но такое отношение вызывает неприятные ощущения.
Такая ситуация бывает довольно часто: сотрудник устно сообщает об отказе, а через некоторое время приходит официальное уведомление от банка: "Кредит одобрен". Поэтому очень важно не пускать ситуацию на самотёк. И дело не только в том, что в другой кредитной организации будут хуже условия, а в том, что во многих банках если клиент получил одобрение, но им не воспользовался, то его данные помещают в особый список и при любой следующей заявке такого человека проверяют на предмет наличия кредитов в других банках. Последствия такой проверки, как правило, выливаются или в требование погасить кредиты в банках-конкурентах, или в пункт в кредитном договоре о запрете на рефинансирование.
Поэтому очень важно добиться от сотрудника кредитной организации ответа, почему банк отказал. К сожалению, далеко не всегда он идёт навстречу к клиенту. Поэтому самый простой способ узнать о причинах отказа — запросить свою кредитную историю. Дважды в год это можно сделать бесплатно с помощью сайта госуслуг. БКИ пришлёт на электронную почту документ, из которого будет ясно, когда банк обращался за справкой и как он аргументировал своё решение об отказе, ведь по закону "О кредитных историях" причины банковских решений по кредитной заявке там должны отражаться в обязательном порядке.
Узнав причину, можно понять, действительно ли был отказ, а после банк передумал или просто затянули с рассмотрением заявки. Знать эту информацию важно.
Плохая кредитная история не приговор
Перечень возможных оснований для отрицательного решения по кредитной заявке (то есть причин отказа) определён Банком России в своих указаниях.
Среди них есть очевидные: недостоверные сведения, указанные в заявке; плохая кредитная история (это если были просрочки); чрезмерная долговая нагрузка (с 1 октября 2019 года по кредитной истории рассчитывается показатель долговой нагрузки (ПДН) для физических лиц; если этот показатель у гражданина слишком высок, то есть его платежи по кредитам составляют большую часть от его дохода, то банк в кредите откажет). Но есть и специфические: "несоответствие кредитной политике банка" (например, данный банк не кредитует работников некоторых профессий) или просто иные причины (под этой формулировкой может скрываться всё что угодно, например банк исчерпал лимит средств, выделенный акционерами на кредитование, и, хотя с вашей кредитной историей всё в порядке, можете попасть под отказ).
Очевидные исправить несложно, например погасить текущий кредит (то есть уменьшить долговую нагрузку), подать документы с уточнёнными сведениями или просто улучшить кредитную историю (некоторые специально для этих целей открывают кредитную карту, чтобы пользоваться грейс-периодом и вовремя гасить кредит, но не переплачивать). С неочевидными ситуация сложнее, но, как правило, тоже поправима, только в большинстве случаев обращаться за кредитом лучше уже в другой банк.