Как корона позволяет каждому из нас стать ревизором и стимулирует цифровизацию

1 декабря 2020, 07:00
<p>Фото © Shutterstock</p>

Фото © Shutterstock

В набивших оскомину разговорах о том, какой ущерб нанесла миру корона, лучом света стали истории о том, как кто-то не прогнулся под переменчивый мир. В основном все эти кейсы так или иначе связаны с цифровизацией. Как грибы после дождя растут новые бизнесы. Новые возможности спровоцировали развитие онлайн-образования, медицинского сектора и даже сервисов государственных услуг, которые были вынуждены трансформироваться, используя новые подходы в коммуникациях и обслуживании граждан. Но, пожалуй, самые серьёзные метаморфозы произошли в торговом секторе. Это структурные изменения — от трансформации самой природы потребления до изменения приоритетов покупателей. Торговая сфера была вынуждена не просто перейти на новые рельсы, но и выступить локомотивом цифровизации всей экономики. Одним из знаковых примеров стала система маркировки, которая позволяет любому человеку с помощью смартфона выявить поддельный товар. Казалось бы, эту задачу и раньше как-то решали регуляторы в лице проверяющих органов и регламентов, но в том-то и дело, что как-то… Возможно, именно сейчас, когда на первый план выходят технологии, у нас есть шанс серьёзно снизить теневой сектор экономики в пользу общества, то есть ради себя самих.

Как подчёркивает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал, официальные производители смогут увеличить прибыль на 50–75% за счёт того, что через границы перестанут провозить немаркированные товары и они не будут поступать на полки магазинов.

Раздробленность и единство

Самый богатый человек в мире Джефф Безос ежегодно тратит по полмиллиарда долларов только на то, чтобы выявить на площадке Amazon.com контрафактную продукцию. Для этого он расширил персонал на пять тысяч человек. То есть бизнесмен понимает, какой ущерб наносит поддельная продукция. Казалось бы, Безос — мастер алгоритмов и технологических решений, который мог бы предложить новый подход. Однако в США каждый крупный частный игрок поддерживает отдельное решение. Поддержка одного из них полностью сломает всю игру. Вот и вынуждены американцы работать по принципу басни про лебедя, рака и щуку. Как ни странно, но у России в этом плане есть преимущество: создан объединяющий оператор, который уже доказал свою эффективность и пользуется доверием всех участников.

Вообще, незаконный оборот товаров в России оценивается в 2,5 триллиона рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Только на контроль каждой товарной группы наше государство тратит ежегодно 1–1,5 миллиарда рублей. Очевидно, что эти средства расходуются неэффективно. Да и невозможно с помощью традиционных методов хоть как-то заметно снизить объём контрафакта. Никакие запреты, пошлины, ужесточения и регламенты не способны повлиять на ситуацию. Увеличивать число проверяющих — совсем дно. Ответом на этот вызов как раз и стала Национальная система цифровой маркировки, которой управляет Центр развития перспективной технологии (ЦРПТ) — совместный проект холдинга Алишера Усманова USM, госкорпорации Ростех и Элвис Плюс групп Александра Галицкого. ЦРПТ предложил новый подход, в основе которого — покупатель. Каждый, у кого есть смартфон, теперь может стать тем самым проверяющим. Достаточно скачать приложение "Честный знак" и просто навести свой смартфон на специальную марку. Результат появляется мгновенно: покупателю выдаётся не только информация об оригинальности товара, но и срок годности, состав и даже отметки о возврате товара в магазин предыдущим клиентом, если такое имело место.

Для потребителя это очевидное благо, — считает генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков, — так как система гарантирует качество товара (вернее, это делает непосредственно производитель) и избавляет рынок от подделок. Таким образом, играющие по правилам участники рынка получают второе дыхание, стимулируется производство — от товаров народного потребления до продуктов питания и электроники.

Миссия и цель

Код Data Matrix — это своего рода цифровой паспорт, который выдаётся каждому товару ещё на заводе или присваивается перед таможней, если товар импортный. Таким образом вся цепочка продажи и логистики товара становится прозрачной для всех участников процесса: для производителя, для государства и для покупателя. Сейчас с помощью "Честного знака" можно проверить лекарства, табачную продукцию, обувь и изделия лёгкой промышленности, шубы, парфюмерию, автомобильные шины и покрышки, фотоаппараты. В стадии внедрения в систему находятся готовая молочная продукция, велосипеды, кресла-коляски и минеральная вода. В системе уже около 320 тысяч компаний и более 23 миллиардов кодов товаров.

Первые же шаги в этом направлении дали поразительные экономические результаты. Объёмы продаж шуб, например, выросли в девять раз. Прорывом можно считать и изменения, которые система спровоцировала в производстве обуви. Ранее объём рынка исчислялся 329 миллионами пар обуви, а сейчас ясно, что эта цифра была занижена на 600%. Но государство движется к более амбициозной цели: с помощью повышения прозрачности рынка за счёт маркировки оно может получить дополнительный доход более чем в 360 миллиардов рублей в год от легализации бизнеса и увеличения налоговых поступлений. Ещё около 160 миллиардов рублей может составить косвенный доход от повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Изящное решение

По мнению Дениса Кускова, само по себе технологическое решение, которое лежит в основе Национальной системы маркировки, является одновременно и стимулом для цифровизации всех участников торговой цепочки. Для того чтобы подключиться к тому же "Честному знаку", любому производителю приходится интегрироваться в диджитал-сферу. Ничего сложного в том, чтобы настроить всё правильно, нет, но это вопрос привычки. На смену бумагам, очередям, печатям и инструкциям приходят электронный документооборот, мобильные приложения и интернет вещей (IoT). Вместе с этим в нашу жизнь приходят та самая "Индустрия 4.0", бережливое производство и поставки Just in Time — под запрос. Очень важно, что технологии становятся доступными как крупным корпорациям, так и малому несетевому региональному бизнесу. И кто не понимает этого или принципиально не хочет работать по новым правилам, останется за бортом и утонет.

Кризис — время возможностей. А пандемия коронавируса — кризис огромный. Соответственно, и возможности, которые он обнажил, тоже весьма масштабны. Главное — их не упустить.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1