1 декабря 2020, 00:40
6705

Баста пандемии. Василий Вакуленко увидел тень конкурентов за критикой его концерта

Писатель Платон Беседин — о том, кто победит на созданном музыкальной элитой "скотном дворе" — пандемия или жадность и презрение.

Фото © ТАСС / Новодережкин Антон

Читать на сайте Life.ru

Концерт Басты в санкт-петербургском Ледовом дворце проверят на легальность в это странное пандемическое время. В социальных сетях появились многочисленные жалобы, что на мероприятии не соблюдались защитные меры против коронавируса. Ну, действительно, как тут спеть медлячок, чтобы ты заплакала, — без маски?

Впрочем, сам Баста бодренько так отчитался о произошедшем, зачитав текст официального заявления о правильно организованном концерте. Удивительнее всего то, какими округлыми штампами и токсичными канцеляритами изъясняется в этом обращении рэпер, точно какой чиновник средней руки, зачитывающий с бумажки. А, да, впрочем, с бумажки он и зачитывал.

Однако не в одном Ледовом дворце тут дело. С концертами у Басты в последнее время вообще беда, не без скандалов. Осрамился рэпер (да не перевернётся в гробу Тупак Шакур) в Ростове. Дважды! Для начала в октябре провёл концерт в клубе "Эмбарго вилла", а ведь на тот момент массовые мероприятия на территории области были запрещены.

Пожелал Баста выступить и на стадионе местного футбольного клуба "Ростов" — чему воспротивился его главный тренер Валерий Карпин. Рэпер тут же набросился на него, обвинив в наёмничестве. Мол, это мой родной город — и приезжие мне не указ. Хотя сам Баста, к слову, давно уже обитает в столице. Однако Валерий Георгиевич, как известно, мастер дискуссий, а потому быстро и по-шукшински срезал музыканта (да не перевернётся в гробу Фредди Меркьюри), эффектно козырнув новой пропиской.

Вообще, конечно, проводить подобные концертные действа во времена, когда едва ли не каждый день даёт новые рекордные показатели по приросту числа заболевших коронавирусом, как минимум странно. А по сути опасно и глупо. Ну, если только читать рэп для ковид-диссидентов. Можно, конечно, списать всё на то, что хотел артист поддержать зрителей в столь непростое время, но, боюсь, дело тут в ином — в желании не потерять бабло.

Да, возможно, их дети будут лучше, чем они, верим, однако пока некоторые (если не многие) российские артисты проявляют себя далеко не с лучшей стороны. То и дело слышатся стоны, переходящие в стон коллективный, о том, сколь тяжко живётся им в пандемию, когда заработки сократились и выживать нужно исключительно на старых запасах. Причём суммы называются тут для простого россиянина, как то говорится, астрономические: несколько миллионов рублей для нормальной жизни. Впрочем, вы видели обитель Стаса Михайлова? Или вот господин Меладзе отличился, предложив бойкотировать новогодние "огоньки", чтобы все задумались о непростой судьбе артистов. Странно всё это.

У меня нет желания злословить, нет намерения придираться к конкретным персоналиям — они тут не важны на самом деле, да и имя им легион. Просто дико, что в трудное и жестокое время артисты в принципе позволяют говорить себе подобное. Во-первых, это кощунственно на фоне доходов остальных россиян, а они куда скромнее, и страдают ведь очень многие, оставшись без работы или теряя в деньгах, но "подушки безопасности" у них нет, зато есть долги. И, во-вторых, это делает ещё один мощный акцент — совершенно лишний — на социальном расслоении в стране, а это и без того всегда очень болезненный вопрос. Так для чего педалировать его лишний раз?

Во всей этой ситуации с пандемией и ограничительными мерами силён дух несправедливости, который Джордж Оруэлл зафиксировал в хрестоматийной фразе из "Скотного двора": "Все животные равны, но одни равнее других". Да, у нас штрафуют одних за неношение масок, но вот концерты организовать — самое то. Впрочем, духом "Скотного двора" веет не только в пандемических историях.

Касательно же артистов, им бы хорошо понять (и тогда всем станет легче), что они не лучшие люди этой страны. Просто так вышло, что в определённый момент они, как в "Царе горы", пролезли на верхушку и там создали укреплённую крепость, которая защищается и оберегается лучше, чем нефтяные вышки. Российский шоу-бизнес удивительно переоценён и замкнут — он давно функционирует лишь для того, чтобы сами его деятели и участники ковали бабло, не отходя от кассы. Зритель же в этой схеме часто подобен дойной корове. Перефразируя известное выражение американских пасторов: "Из скота получают сало и мясо, а из зрителя — деньги". И коронавирусное время это лишний раз подтвердило.

Остаётся лишь вспоминать те времена (не без идеализации, конечно), когда артисты вместе с остальными шли на фронт, да и вообще разделяли одну участь со всеми. Так было. Для того, собственно, и существуют песни, фильмы — не только лишь для развлечения, но и для духоподъёмности (уж простите за это заезженное слово). Возможно, потому тем артистам верили — и они остались в истории. К этим же шалтай-болтаям доверия нет — оно вконец истончилось. И рано или поздно это развалит их укреплённую крепость изнутри. Ведь в грызне за еду выживут далеко не все.