"Прогуляться по ёлочкам". Благословенные и проклятые деревья у древних славян
Ель по славянской традиции считалась деревом священным, "тихим". Она одновременно была благословлена Богом и проклята им. Обычно российскую традицию наряжать на Рождество ель объясняют заимствованием из Германии, которому поспособствовали то ли Пётр I, то ли немецкие принцессы XIX века, выходившие замуж за русских императоров и великих князей. Однако история почитания ели на Руси имеет глубокие корни, уходящие в века дохристианских верований.
"Выкуп ёлочки"
Фото © Shutterstock
Для древних славян Вселенная представлялась огромным деревом, корни которого были погружены в мир мёртвых, ствол и нижние ветви находились в мире живых, а макушка оставалась в небесном мире божеств. Там, наверху, в ветвях щебетали райские птицы и жили мифические персонажи Сирин и Гамаюн.
Это представление древние славяне переносили на деревья, которые росли в лесу. Каждый вид имел свои особенности. Трепетание осины связывали с жизненной силой, крепость и красоту липы — с тем, что на ней проживает царица всех змей, а бузина славилась тем, что забирала на себя лихорадку.
В.Е. Маковский. "Девичник", 1882. Киевский национальный музей русского искусства, Украина. Фото © liveinternet
Ель же в глубокой древности была у славян "тихим" деревом, которое почиталось особо: её считали "деревом пророчеств". На традиционных вышивках тверичей часто изображались "женщины-окликальщицы", которые возносили к небу еловые ветви. Иногда центральное место в вышивке занимала огромная женщина, украшенная еловыми ветвями, с четырьмя руками-ветками.
Известно, что в Тверском княжестве был распространён свадебный обряд "выкупа ёлочки". Для него наряжали ель, невесту сажали под ней, пели обрядовые песни, а жених или дружки жениха платили "за ель" выкуп. На Русском Севере во время сватовства слово "ель" всегда означало согласие невесты, в то время как слово "сосна" значило отказ.
"По ёлочкам"
Фото © Славянская традиция
Уникальный обряд сохранился под Тверью и в наши дни — там на Масленицу парни поднимают на ели шины от автомобилей и поджигают их. Это отголосок древней традиции сжигать на священном дереве бочку с дёгтем или колесо.
Иногда для масленичного обряда выбирают высокое дерево и под ним разводят костёр либо поднимают к верхушке чучело Масленицы и сжигают его. Собравшиеся у дерева селяне приговаривают: "Ах, сгорели наши блинки и оладушки!"
Даже чучело Масленицы — чудище из еловых дебрей — славяне старались сделать из еловых лап. Использовали ель и во время зимних христианских праздников. Целое дерево в дом не заносили, из леса приносили наломанные еловые лапы и устилали ими пол в избе, сенях, а также крыльцо и даже двор. Несколько из них ставили в красный угол, под иконы.
Еловые колья использовали во время святочных беснований молодёжи — ими подпирали двери соседям, которые давали мало сладостей. Этнографы считают, что хулиганство (когда молодёжь вставляла ёлки соседям в печную трубу) свидетельствует о древнем обряде, во время которого в центре действия славяне устанавливали срубленную ель. При этом "хулиганы" все должны были быть в масках.
Если девица засиживалась в девках, на угол её дома прибивали ёлку — это означало брачный призыв. Так как во многих действах ель служила символом девушки-женщины, то, видимо, ель-божество могла отвечать за брак, за рождение детей и, возможно, — за смерть. На Русском Севере до сих пор выражение "прогуляться по ёлочкам" означает две вещи: уединиться с девушкой или помереть.
Скорее всего, священная ель играла в жизни древних славян большую роль. В Верхневолжье (граница Ярославской и Тверской губерний) в деревнях во время строительства домов в центр сруба обязательно ставили ёлку. Наравне с хлебом, солью и серебром она должна была защитить строение.
Возможно, ель представала перед древним русским человеком как огромное дерево жизни, основа вселенского дома: "Лежит брус во всю Русь; в этом брусу двенадцать ёлок, в каждой ёлке четыре вершинки".
Ель благословенная
Фото © Pixabay
Ещё до прихода на Русь православия некоторые деревья считались у славян священными. Как правило, это были красивые, рослые деревья, широко раскинувшие свои ветви. Были и проклятые — расщеплённые молнией, искривлённые, имеющие капы, со сломанными верхушками.
Пришествие христианства усилило в народе эти представления, а народные сказания на основе Библии подвели под него основу. Так, липа, почитавшаяся за то, что в неё никогда не попадает молния, стала священной, "так как она своими ветвями защитила Богородицу и Христа-младенца, скрыв их от стражников, когда Святое семейство бежало от Ирода в Египет".
Осина, наоборот, была проклята за то, что отказалась это сделать, именно поэтому она теперь всё время трепещет от страха. А сосна была благословлена Богом за то, что её древесина оказалась недостаточно прочной для креста, на котором распяли Спасителя.
Ель, по одной легенде, была благословлена Богородицей, которая нашла под её густыми ветвями укрытие от врагов. А по другой легенде — её благословил сам Христос-младенец, когда деревце пришло к нему поклониться на Рождество. Чтобы младенец не испугался колючего дерева, ангел украсил его звёздами.
Но есть и противоположная легенда о том, что якобы ель и сосна помешали Христу молиться в Гефсиманском саду, поэтому Бог их и проклял. Из-за этого теперь под ними нельзя укрываться в грозу, а следует делать это в орешнике (лещине). Как видите, у русских есть свои причины на зимние праздники устанавливать в домах ели и наряжать их.