Не всегда добрый и без подарков. Какие Деды Морозы бывают у народов России

26 декабря 2020, 12:00
<p>Фото © <a href="https://sever-press.ru/2019/09/26/arkticheskaja-skazka-s-jamal-iri-pretenduet-na-nacionalnuju-premiju/" target="_blank" rel="noopener noreferrer">Север Пресс</a></p>

Саамский Мунь Каллсы и духи чахкли

По идее, больше всех о Деде Морозе должны знать саамы, ведь недаром молва связывает Деда Мороза с Лапландией. И действительно, у саамов есть дух, вполне соответствующий русскому Деду Морозу и даже вполне доброжелательный. Зовут его Мунь Каллсы (Мунь по-саамски — "мороз"). Он живёт в лесу и помогает заблудившимся путникам — выводит их к жилью. Он стучит по деревьям огромной палкой и заставляет их осыпаться кружком. Он дышит на стёкла людских жилищ и из-за этого на них появляются красивые узоры.

Интересно, что в мифологии саамов есть существа, которые гораздо ближе к католическому Санта-Клаусу, чем Мунь Каллсы. Их называют чахкли. Это подземные гномы, которые всегда таскают на себе мешочки с золотом и ездят на маленьких оленях. Они живут в тундре, но нередко попадают к людям и даже живут среди них. Они бывают зловредны и пакостливы — передразнивают людей и не дают им спать по ночам. Поэтому людям приходится избавляться от них, чтобы не навредили.

Мунь Каллсы. Фото © wikidedmoroz

Мунь Каллсы. Фото © wikidedmoroz

Обряд избавления от чахкли таков, что детям о нём лучше и не знать. Саам, желающий избавиться от чахкли, достаёт нож и водит себе по горлу обухом. Чахкли, который не может не передразнивать человека, тоже достаёт нож, но, не вдаваясь в тонкости жеста, проводит себе по горлу острым лезвием. Что саамы делали в старину с телом чахкли и оставалось ли после него хоть что-то, история умалчивает.

"Трескучий" Пашляк

У коми-зырян вместо Деда Мороза был дух по прозванию Пашляк, или слепой Паш. Он заставлял деревья и брёвна громко трескаться. В старину верили, что его можно услышать, если прильнуть зимней ночью ухом к стене избы. Тогда обязательно услышишь, как со стороны улицы трещит Пашляк. Когда от мороза громко трескаются брёвна, коми-зыряне говорят: "Это Пашляк стреляет".

Есть у коми-зырян ещё два духа зимы — это Коч-вола (дух, ездящий на запряжённом зайце) и Коч вола-баба, или Кодзыд-баба, что переводится как "женщина верхом на зайце" и "морозная женщина".

В старину верили, что если на морозе лопается бревно – это значит, мимо промчался Коч-вола, и его берестяные сани, в которые запряжён заяц, ударились об стену. А иногда в стену ради забавы и для устрашения стучали и сами Коч-вола. Разумеется, ни о каких подарках от духов коми-зыряне и слыхом не слыхивали, а в морозы старались держаться поближе к дому, чтобы не встречаться ни с Пашляком, ни с Кодзыд-бабой.

Всадник верхом на лосе

Мир-сусне-хума. Фото © Музеи Кондинского района

Мир-сусне-хума. Фото © Музеи Кондинского района

У хантов и манси год состоит из 13 месяцев, каждый из который длится столько, сколько ему положено. Две недели может длиться "месяц, когда прилетают утки" и почти три месяца — "месяц больших морозов". Новый год ханты и манси отмечают лишь в конце февраля — в начале марта, что примерно соответствует славянской Масленице. Называется это время "тылее курок ики" — "время, когда прилетает орёл".

Северные народы верят, что в это время землю объезжает всадник. У манси он зовётся Мир-сусне-хума, а у хантов Торум-паха. Он излечивает людей от болезней и помогает тем, кто в беде или нищенствует. И хотя более поздние изваяния этого божества изображают его на коне, в древности он ездил на огромном небесном лосе. Поэтому в ночь на Новый год на подоконник ставят четыре серебряных блюдца и просят божество о помощи. Блюдца — это место, куда может приземлиться божественный лось, — касаться грешной земли копытами он не должен. Кстати, олень "серебряное копытце" уральского сказочника Бажова ведёт своё происхождение именно от этого лося.

Однако вместе с всадником зимой к хантам и манси приходят и два злых духа: старики Кынъ-ики и Пыхты-ики, насылающие болезни. Чтобы избежать их "подарков", на Новый год вырезали из дерева их изображения и сжигали, а чтобы окончательно избавиться от духов, проходили через расщеплённую рябину и прыгали через костёр.

Всех злых — к шайтану

Марийцы в дохристианские времена в день зимнего солнцеворота начинали отмечать праздник Шорыкьол. Праздник этот длился две недели. Причём первая неделя считалась "светлой", а вторая — "тёмной". Праздник начинался с жертвоприношения богам и ритуальной трапезы.

Шорыкьол праздновали вечерами. С этим временем связывали множество суеверий, которыми марийцы старались повысить будущий урожай и плодовитость скота. Они ходили на поле и там ставили стога из снега, чтобы уродился хлеб. Кормили кур конопляным семенем — чтобы те несли яйца, били прялкой коноплю, чтобы та выросла летом длинной. По поверьям, Шорыкьол был безвременьем между старым годом, которого звали Тошто Йи, и новым годом по имени У Йи.

Несмотря на празднества, время это считалось особо опасным, ведь в безвременье с того света на этот могли пробираться покойники и злые духи. Тут уж было не до подарков. Есть у марийцев и божество зимы — это дух Назаром-Пас, проводник на тот свет. Он принимает души умерших людей и разделяет их на добрых и злых. Добрых отправляет к своему брату Нишки-Пасу, а злых отправляет к шайтану. Согласитесь, он мало похож на Деда Мороза.

Подёргай старика за бороду

Удэгейцы верят в старика Чинихэ мафа. Он создатель севера, гор и рек. Он сидит высоко на небе и отвечает за погоду: если дотронуться до его бороды, то на землю пойдёт снег. Если зима долго остаётся бесснежной, то удэгейские шаманы должны "сходить" к Чинихэ и подёргать его за бороду, чтобы снег укутал землю.

Дуэль вместо Нового года

У нанайцев за смену времён отвечает мифический персонаж Мала Мерген, у которого есть два друга — собака и змея. Зимой Мала Мерген ходит мстить врагу — злобному божеству Буччукэну, насылающему на людей зимние бураны.

Новый год начинается в тот момент, когда стрелой, выпущенной из лука, Мала Мерген убивает Буччукэна, представшего перед ним в виде огромного смерча. С этого момента начинается новый отчёт времени. Солнце начинает быстрее бежать по небосклону, и жизнь возрождается. Новый год нанайцы отмечают в день зимнего солнцестояния, принося родовым столбам обильные жертвы.

Главное — не обидеть ребёнка

Селькупы верят, что морозами повелевает лунный старик Кандальджук — хозяин мороза. Никаких подарков от него не ждут, а наоборот, пытаются умилостивить, чтобы поменьше морозил.

У эвенков вообще нет Нового года зимой, а значит, им и Дед Мороз не нужен. Новый год они справляют летом. А ненцы, которые празднуют Новый год в ноябре, очень боятся русских Деда Мороза и Снегурочку. Они считают их злыми духами, которые приходят вредить, и стараются прогнать подальше от жилища. В Новый год ненцы больше всего боятся обидеть ребёнка. Они верят: если ребёнок обидится — год будет плохим.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1