Управлять беспилотниками в России станет проще
Внедрение беспилотных летательных аппаратов — сложный процесс. АО "АСТРА" решила упростить его, а именно создать технологию, которая позволит применять дроны в общем воздушном пространстве. Для беспилотников будут выстроены пространство и маршруты. Как технология будет развиваться — в материале Лайфа.
Фото © АО "АСТРА"
Беспилотники станут лучше ориентироваться в небе?
В 2019 году компания АО "АСТРА", резидент инновационного центра Сколково, получила грант Фонда поддержки проектов НТИ на реализацию проекта "Система для интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство RUTM-1". Цель проекта — интеграция беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми летательными аппаратами.
21 декабря этого года завершился этап технического проектирования. Компания провела серию успешных испытаний по отработке системы на аэродроме Орловка в Тверской области, а также продемонстрировала действующий макет системы.
Технология позволит организовать скоординированное с ЕС ОрВД планирование полётов БВС (беспилотных воздушных судов, дронов), а также предупредить конфликтные ситуации в воздухе благодаря интеграции информационного обмена между участниками и органами управления воздушным движением.
Фото © АО "АСТРА"
Это важно для внедрения беспилотников. Если не будет правил, эффективных технологий для их внедрения и контроля их исполнения, то массовое и безопасное применение дронов будет невозможно.
Сегодня в России разработками в области БВС занимается более 100 государственных и частных предприятий — от крупных самолётных и вертолётных фирм до небольших ОКБ. Однако широкое применение БВС разных классов, в том числе грузовых дронов и аэротакси, невозможно без создания системы интеграции БВС в единое воздушное пространство с пилотируемой авиацией.
Какие изменения планируются в правилах полётов и как изменения скажутся на пользователях дронов?
Изменения в правилах полётов беспилотников кардинально скажутся на пользователях дронов. Решение АО "АСТРА" позволит в удобном для пользователей БВС виде планировать и запрашивать для беспилотников воздушное пространство, строить маршрут, упростить и ускорить процедуры его согласования. Сейчас весь процесс может длиться до двух недель.
Фото © АО "АСТРА"
Также создаются зоны совместного аэронавигационного и информационного обслуживания как беспилотной, так и пилотируемой авиации. В результате будут сформированы условия для безопасных и эффективных полётов беспилотных и пилотируемых судов в едином воздушном пространстве, что позволит ускорить процессы совершенствования воздушного законодательства РФ, массового применения БВС и расширить сферы их эффективного использования, в том числе в городской среде.
Как получить разрешение на полёт беспилотника?
Единая федеральная структура или инструмент для получения разрешений на использование маломерных дронов уже существует — это Росавиация и Госкорпорация по ОрВД. Мы же обеспечиваем безопасную интеграцию дронов в общее воздушное пространство за счёт применения цифровых технологий.
Существующие системы УВД (управления воздушным движением) создавались под пилотируемые воздушные суда, и для передачи информации используется радиосвязь. Сейчас эта консервативная отрасль претерпевает серьёзные изменения из-за постоянно растущего числа новых участников воздушного движения — беспилотной авиации.
Фото © АО "АСТРА"
Трудно обеспечить безопасность полётов, используя обмен информацией только голосом, ввиду того, что манёвренность беспилотной авиации гораздо выше, чем у пилотируемой, и летательный аппарат может находиться вне зрительного контакта с внешним пилотом, поэтому требуется более высокая скорость и частота принятия решений.
Следовательно, необходимо модернизировать существующую систему управления воздушным движением. А именно — дополнить системой, которая будет обеспечивать цифровой обмен данными, сетецентрическую и сервис-ориентированную архитектуру, при этом используя авиационные модели обмена информацией. Причём в слова "цифровая система" мы вкладываем ещё и понятие "предсказуемая система", т.е. система, которая может моделировать или предсказывать своё собственное состояние и состояние участников воздушного движения, гарантируя безопасность полёта на всех его стадиях.
Со временем мы планируем разработать приложение для смартфонов и ПК с функционалом подачи и согласования полётов БВС, а также получения предполётной и текущей информации об окружающей воздушной обстановке. В начале этот функционал будет реализован на веб-портале.
Как по новым правилам будут летать гражданские дроны?
Фото © АО "АСТРА"
В первую очередь они будут летать легально! В настоящее время ситуация, к сожалению, такова, что владельцу дрона в большинстве случаев проще игнорировать существующие правила, чем следовать им.
АО "АСТРА" создаёт RUTM для всех владельцев беспилотников, чтобы упростить процедуру легального выполнения полётов и повышения их безопасности.
Также компания планирует обеспечить данными сервисами пилотов малой авиации. Для этого планируется использовать концепцию SWIM (общесистемное управление информацией).