Google лжи. Почему не стоит обращать внимания на рекламу поисковика
"Путин подписал указ о новых выплатах!", "Мишустин сообщил о дополнительных пособиях для многодетных семей!" — типичные заголовки, которыми пользуются мошенники при размещении рекламы в Google и "Фейсбуке". Кликнув по такому сообщению, пользователь попадает на поддельный сайт госуслуг и теряет тысячи и десятки тысяч рублей. Подобная "реклама", публикуемая с помощью рекламных инструментов Google на сторонних сайтах, стала буквально символом 2020 года для интернет-пространства. Такими же рекламными сообщениями пестрит "Фейсбук". А есть ещё "реклама" на страницах самого Google, зачастую тоже мошенническая. А Google вообще в курсе проблемы? Почему он ничего не делает?
Фото © Shutterstock
Если вы искали с помощью Google сервис по переводу денег без комиссии или хотели купить билет на поезд, то наверняка сталкивались с мошеннической рекламой под плашкой "Реклама" от Google. ООО "Гугл", действующее в России, утверждает, что поисковик отчаянно борется с мошеннической рекламой. Однако эксперты уверены — Google просто игнорирует проблему.
Скрин © LIFE
Согласно данным Google, которые предоставила Лайфу пресс-служба компании, ежегодно поисковик удаляет почти 20 млн фальшивых или мошеннических рекламных сообщений, беспокоясь о нашей с вами безопасности. Такая забота очень лестна, однако, по всей видимости, Google делает недостаточно.
Ниже галерея наших скринов, которые мы собирали, регулярно спрашивая Google о том, как перевести деньги с карты на карту. Чуть ли не в 50% случаев строки поиска, помеченные Google как реклама (то есть объявление, прошедшее проверку со стороны Google), вели на мошеннические сайты, зарегистрированные в Панаме или ещё где-то, задачей которых является только отъём ваших средств практически без шансов на их возврат. И Google мошенникам скорее помогает, чем мешает. Вчерашние ссылки мошенников на следующий день найти уже практически невозможно, как невозможно найти и следы потерянных денег.
Скрин © LIFE
Скрин © LIFE
Скрин © LIFE
Скрин © LIFE
Скрин © LIFE
Реклама продажи "дропов" — украденных банковских карт — тоже присутствует.
Скрин © LIFE
Вот что на эти скрины официально отвечают в Google: "Чтобы быстрее обнаруживать и удалять такие объявления, в 2019 году мы собрали специальную команду для обнаружения характерных особенностей и признаков подобной мошеннической рекламы. Благодаря этому мы значительно улучшили модели распознавания неприемлемых объявлений, что облегчило поиск нарушений. В результате мы заблокировали на 50% больше вредоносной рекламы обоих видов, чем годом ранее. В общей сложности в 2019 году мы заблокировали более 21 миллиона фишинговых и 19 миллионов заведомо ложных объявлений".
Насколько вам стало легче после того, как вы узнали, что в Google работает специальная команда, которая никак не поможет вам, если вы уже стали жертвой мошенников? Что можете сделать вы? Вы можете оставить жалобу на рекламу. И всё.
И, кстати, именно ваша жалоба — единственный инструмент для Google для отсева мошенников. Понимаете? Google получает за рекламу деньги, в том числе от мошенников, а модерацию рекламных сообщений осуществляете вы, причём чаще всего уже после того, как потеряли деньги. Удобно? Удобно.
Фото © Shutterstock
— К сожалению, иногда злонамеренные объявления всё же обходят проверки — в таком случае пользователи могут помочь и отправить на него жалобу. Именно так осуществляется модерация рекламных объявлений на данный момент, — пресс-служба Google.
И как с этим бороться? Во всех случаях для решения вопроса с мошеннической рекламой, что в Google, что в "Фейсбуке", требуется политическая воля.
Почему ФАС обращает внимание на нарушения со стороны "Яндекса", но игнорирует нарушения со стороны Google или "Фейсбука"?
По мнению бывшего советника президента по Интернету Германа Клименко, решить вопрос регулированием довольно просто. Но для этого нужно воспринимать всё информационное пространство как единую ткань.
— Это то, почему нас не очень хорошо понимают "там". У нас в медийном пространстве есть одновременно Эрнст и Моргенштерн. Первым занимается РКН, вторым нет. Поэтому появляется треш-контент, разные шоу, построенные на мате и оскорблениях. "Там" такой "шизофрении" нет. Единое регулирование и единые правила. Когда СМИ наказывает РКН за ссылки на каналы в "Ютубе", их не банят, это, конечно, прям необъяснимо для коллег оттуда, — рассуждает Клименко.
Если вбить в поиске на сайте fas.gov.ru слово Google — вы найдёте сообщения только об обнаруженных нарушениях и налагаемых на Google штрафах, в основном за незаконную рекламу неких инвестиционных услуг и БАДов.
Откровенно мошенническую рекламу, с которой мы сталкиваемся буквально каждый день, ФАС либо не замечает, либо игнорирует. Либо, что скорее всего, всё дело в том, что Google успевает удалить мошенническое рекламное сообщение, на которое жаловались потребители, и повода для штрафа или каких-то иных санкций просто не остаётся.
За скобками же остаются при этом тысячи уже обманутых граждан. И те, кто хотел оформить какую-то льготу от государства, и те, кто хотел перевести деньги родным или близким, или те, кто хотел купить билет на поезд или самолёт. Google устранил нарушение до того, как ФАС отреагировал, — формально перед законом компания чиста.
При этом Google получил деньги за размещение мошеннической рекламы, мошенники заработали очередные миллионы и на следующий день по известным алгоритмам создали новые мошеннические или фишинговые сайты, которые к вечеру Google удалит, чтобы освободить место для новой мошеннической рекламы на следующее утро. Замкнутый круг.
Вероятно, из него можно выйти, если Google и Facebook начнут платить штрафы, соизмеримые с их доходами от рекламы. Ниже реклама, которую Google нет-нет да и интегрирует в рекламный блок, расположенный на нашем сайте. Разумеется, как только мы это обнаруживаем, сразу же удаляем её. По сути, также выступая для корпорации с многомиллиардными (в долларах) оборотами обыкновенными бесплатными модераторами.
Скрин © LIFE
По мнению главного редактора Roem.ru Юрия Синодова, проблему можно решить. Но для этого требуется не действия ФАС или РКН, а политическое решение.
— Все серьёзные действия в отношении иностранных компаний политизированы. У нас нет задачи определить правила, по которым должны работать иностранный "Фейсбук" и российский "Яндекс" так, чтобы у "Фейсбука" не было преимущества. Результат понятен: "Яндекс" действует в российской юрисдикции, "Фейсбук" и Google творят что хотят, — констатирует Синодов.
К слову, о ФАС. По словам депутата Госдумы Антона Горелкина, известного своими IT-инициативами, ФАС РФ довольно активно противостоит нарушениям со стороны Google. А вот правоохранительные органы могли бы быть активнее.
— ФАС регулярно штрафует Google, в том числе за нарушения в рекламной деятельности. Самые большие штрафы Google у нас в стране были по антимонопольному законодательству: около полумиллиарда рублей. Так что я не могу сказать, что ФАС бездействует в отношении иностранных платформ. Вероятно, тут речь не только о работе антимонопольщиков. Например, когда через рекламный сервис Google распространяется мошеннический контент, нацеленный на вытягивание обманом денег из доверчивых людей, тут должны бы подключиться правоохранительные органы. Но с их стороны энтузиазма, как правило, незаметно. То же касается рекламы наркотиков, на которой недавно попался YouTube. Уже должно быть уголовное дело. А что-то про него не слышно, — говорит Горелкин.
Депутат призывает последовательно ужесточать законодательство в отношении иностранных интернет-компаний и приводит в пример Евросоюз, который в последние годы активно борется с монополизмом Google и "Фейсбука".
Возможно, пертурбации, которые начались в цифровом мире в 2021 году, затронут и отношение к Google и "Фейсбуку" в России. В США отношение к этим интернет-гигантам со стороны населения уже изменилось. Особенно после того, как население США осознало, что Google, "Фейсбук" и "Твиттер" — теперь часть американского правительства. Причём в некоторых случаях они главнее всё ещё действующего президента США.