Тайна советской деревни Растесс. Куда исчезли все её жители
Загадка деревни, чьи жители в 1976 году исчезли за один день и кладбище которой оказалось разрытым, напоминает историю американского Кроатона.
Тайна слова "кроатон" до сих пор остаётся неразгаданной. Это непонятное слово было вырезано 400 лет назад на дереве, стоявшем посреди исчезнувшей американской колонии на острове Роанок у побережья Вирджинии. Это была повторная попытка заселения, которую предприняли 150 человек во главе с английским художником Джоном Уайтом. В 1587 году колонисты основали поселение на берегу залива Чесапик.
Уайт в том же году отправился в Англию за материалами для колонии, вернуться сумел лишь через три года. А когда высадился на берег, то обнаружил деревню колонистов пустой. 150 колонистов, среди которых было 12 детей и внучка самого Уайта, бесследно пропали. Поисковые экспедиции, обыскавшие побережье, соседние острова и индейские поселения, результатов не принесли. Что произошло с жителями острова, навсегда осталось загадкой. В Англию Уайт отправил короткое сообщение: "Их забрал дьявол".
Предположение Уайта основывалось на культе, существовавшем у индейцев. Они поклонялись божеству, преподнося ему яства и наблюдая, как они растворяются в воздухе. А раз в году отправляли в хижину бога юношу. Тот входил в неё и исчезал. Индейцы верили, что его забрал бог.
История Растесса
Фото © karpinskmuseum.ru
Если сейчас вы приедете на левый берег реки Кырьи в 80 километрах от города Карпинска Свердловской области, то увидите, что от Растесса осталось мало: старая дорога, несколько гниющих брёвен в высокой траве на заболоченном поле, покосившиеся кресты да пара могильных плит. Но когда-то это было вполне благополучное село.
Основано оно было ещё в XVII веке и стояло на Бабиновском тракте — единственной дороге, которая соединяла Европейскую Россию с Сибирью. Название Растесс произошло от русского слова "растёсывать" — "рассекать леса, прокладывать дорогу".
Впервые Растесс упоминается в 1621 году в Дозорной книге Тараканова, где написано, что "на Сибирском волоку на Растессе на Кырге-реке двор, а в нём живёт Тренка да Первушка Усольцы. А сенных покосов косят четыреста копён, а оброку с тех сенных покосов нет".
Жители Растесса были крепостными крестьянами купцов Строгановых. Они охраняли тракт, поддерживали дорогу, держали постоялые дворы для путников, давали им лошадей и служили ямщиками.
В XIX веке село расцвело ещё больше — рядом нашли и стали разрабатывать рудники платины и золота, благодаря чему поселение стало считаться богатым. В 1886 году в нём появился храм во имя Святой Троицы, открыли волостное правление и приходскую школу, в которой крестьянских детей учили грамоте. Не помешало даже то, что со временем дорогу в Сибирь перенесли южнее и Растесс оказался в стороне от оживлённых путей.
Жило-было — и кончилось
Фото © karpinskmuseum.ru
После революции большевики церковь закрыли, но село в упадок не пришло — сельсовет Растесса отвечал не только за своих жителей, но и ещё за четыре деревни: Молчан, Мелкое, Кырья и Верх-Косьва. В 1955 году в Растессе появилась метеостанция, жители трудились в сельском хозяйстве и на золотых приисках. Казалось бы, живи и радуйся! Но в 1976 году история села закончилась — в конце года облисполком исключил его из реестра как "прекратившее существование".
Людей в селе больше не было. По легенде, обнаружили это так: жители соседней деревни, давно не видевшие никого из Растесса, отправили в село несколько крепких мужчин — проверить, всё ли в порядке. Обратно они вернулись не на шутку перепуганные. Рассказали, что в деревне не осталось никого, дома стоят брошенные, с открытыми дверями. На одном крыльце даже осталась раскрытая книга, которую кто-то читал... А главное, уходя, растессовцы не взяли иконы. Хоть и советское было время, а в каждой избе был красный угол с иконостасом. Быть такого не может, чтобы русские люди без икон уехали!
Но самое главное — могилы на деревенском кладбище оказались перерыты, словно на некогда освящённой земле сам дьявол погулял-повеселился. Это, кстати, видно даже сейчас: под покосившимися крестами и надгробными памятниками в земле зияют глубокие ямы.
Впору подумать если не о древнем индейском божестве, то по крайней мере о каком-нибудь древнем культе манси, живших в тех краях в далёкие времена, или даже о восставших мертвецах — зомби. "Откуда в СССР зомби?" — спросите вы. Да кто же их знает... Может, вирус какой, а может, радиация.
Некоторые в те годы всерьёз говорили об огненных шарах, то и дело появлявшихся над рекой, о странных летающих объектах, якобы зависавших над Растессом. Видно, и вправду зря большевики закрыли церковь. Не закрыли бы — глядишь, местный бог Кроатон держался бы подальше от людей, поглубже бы уходил в таёжные дебри, не мешал бы жить.
Старики в селе Павда, что в 25 километрах от "советского Кроатона", рассказывали детям и внукам, что всех жителей Растесса утащили в лес местные колдуны — для "использования" в обрядах. А что? Очень может быть. Растесс стоял посреди тайги, жители ходили в лес то по грибы, то по ягоды. Могли забредать во владения местных ведьмаков, а те, как утверждали павдские старики, и накладывали на них чары. После этого бедняги, вернувшись домой, не могли переступить через порог собственного дома — ходили вокруг двора, спотыкаясь и как будто ничего не видя перед собой, а потом возвращались в лес и пропадали.
С другой стороны, вероятность такого исхода для отдельных грибников, конечно, есть, но чтобы в лес ушло всё село? Верится с трудом. А может, село кто-то проклял? Нет ответа.
Виноватых нашли
Фото © karpinskmuseum.ru
Местные журналисты нашли последних жителей Растесса, и оказалось, что проклятьем для них стали две вещи: золотые прииски, из-за которых село прослыло богатым, и колония-поселение, которая после войны появилась неподалёку в лесах. Бесконвойные зэки, прознав про золотишко, то и дело наведывались в дома сельчан, когда те были на работе, и переворачивали всё вверх дном. А когда не находили золота, с досады выносили последнее: ложки, посуду, детскую одежду. Последней каплей стало, когда однажды за день они перерыли всё деревенское кладбище, осквернив дорогие сердцу сельчан могилы. После этого все жители села в считаные дни выехали из Растесса, побросав мебель, утварь, а некоторые — даже иконы. С собой из домашнего иконостаса забирали только самые дорогие сердцу образа.
Так село опустело, а по округе прошёл слух, что место это нехорошее, проклятье-де над ним тяготеет. Почему жители Растесса не стали жаловаться советской власти на произвол уголовников — непонятно. Видимо, боялись мести, боялись за жён и детей, а властям не верили.
Кстати, подобное исчезновение жителей случалось не только в СССР. В Канаде в 1930 году неожиданно обезлюдело поселение инуитов на озере Ангикуни. Его жители исчезли, а инуитское кладбище тоже оказалось разрыто. Наверняка что-нибудь такое произошло и с американской колонией. Например, поселенцев могли захватить в плен пираты и продать в рабство.