Регион

Уведомления отключены

Тайна советской деревни Растесс. Куда исчезли все её жители

Загадка деревни, чьи жители в 1976 году исчезли за один день и кладбище которой оказалось разрытым, напоминает историю американского Кроатона.

15 января, 21:40
281470
<p>Фото © Shutterstock</p>

Фото © Shutterstock

Тайна слова "кроатон" до сих пор остаётся неразгаданной. Это непонятное слово было вырезано 400 лет назад на дереве, стоявшем посреди исчезнувшей американской колонии на острове Роанок у побережья Вирджинии. Это была повторная попытка заселения, которую предприняли 150 человек во главе с английским художником Джоном Уайтом. В 1587 году колонисты основали поселение на берегу залива Чесапик.

Уайт в том же году отправился в Англию за материалами для колонии, вернуться сумел лишь через три года. А когда высадился на берег, то обнаружил деревню колонистов пустой. 150 колонистов, среди которых было 12 детей и внучка самого Уайта, бесследно пропали. Поисковые экспедиции, обыскавшие побережье, соседние острова и индейские поселения, результатов не принесли. Что произошло с жителями острова, навсегда осталось загадкой. В Англию Уайт отправил короткое сообщение: "Их забрал дьявол".

Предположение Уайта основывалось на культе, существовавшем у индейцев. Они поклонялись божеству, преподнося ему яства и наблюдая, как они растворяются в воздухе. А раз в году отправляли в хижину бога юношу. Тот входил в неё и исчезал. Индейцы верили, что его забрал бог.

История Растесса

Фото © karpinskmuseum.ru

Фото © karpinskmuseum.ru

Если сейчас вы приедете на левый берег реки Кырьи в 80 километрах от города Карпинска Свердловской области, то увидите, что от Растесса осталось мало: старая дорога, несколько гниющих брёвен в высокой траве на заболоченном поле, покосившиеся кресты да пара могильных плит. Но когда-то это было вполне благополучное село.

Основано оно было ещё в XVII веке и стояло на Бабиновском тракте — единственной дороге, которая соединяла Европейскую Россию с Сибирью. Название Растесс произошло от русского слова "растёсывать" — "рассекать леса, прокладывать дорогу".

Впервые Растесс упоминается в 1621 году в Дозорной книге Тараканова, где написано, что "на Сибирском волоку на Растессе на Кырге-реке двор, а в нём живёт Тренка да Первушка Усольцы. А сенных покосов косят четыреста копён, а оброку с тех сенных покосов нет".

Жители Растесса были крепостными крестьянами купцов Строгановых. Они охраняли тракт, поддерживали дорогу, держали постоялые дворы для путников, давали им лошадей и служили ямщиками.

В XIX веке село расцвело ещё больше — рядом нашли и стали разрабатывать рудники платины и золота, благодаря чему поселение стало считаться богатым. В 1886 году в нём появился храм во имя Святой Троицы, открыли волостное правление и приходскую школу, в которой крестьянских детей учили грамоте. Не помешало даже то, что со временем дорогу в Сибирь перенесли южнее и Растесс оказался в стороне от оживлённых путей.

Жило-было — и кончилось

Фото © karpinskmuseum.ru

Фото © karpinskmuseum.ru

После революции большевики церковь закрыли, но село в упадок не пришло — сельсовет Растесса отвечал не только за своих жителей, но и ещё за четыре деревни: Молчан, Мелкое, Кырья и Верх-Косьва. В 1955 году в Растессе появилась метеостанция, жители трудились в сельском хозяйстве и на золотых приисках. Казалось бы, живи и радуйся! Но в 1976 году история села закончилась — в конце года облисполком исключил его из реестра как "прекратившее существование".

Людей в селе больше не было. По легенде, обнаружили это так: жители соседней деревни, давно не видевшие никого из Растесса, отправили в село несколько крепких мужчин — проверить, всё ли в порядке. Обратно они вернулись не на шутку перепуганные. Рассказали, что в деревне не осталось никого, дома стоят брошенные, с открытыми дверями. На одном крыльце даже осталась раскрытая книга, которую кто-то читал... А главное, уходя, растессовцы не взяли иконы. Хоть и советское было время, а в каждой избе был красный угол с иконостасом. Быть такого не может, чтобы русские люди без икон уехали!

Но самое главное — могилы на деревенском кладбище оказались перерыты, словно на некогда освящённой земле сам дьявол погулял-повеселился. Это, кстати, видно даже сейчас: под покосившимися крестами и надгробными памятниками в земле зияют глубокие ямы.

Впору подумать если не о древнем индейском божестве, то по крайней мере о каком-нибудь древнем культе манси, живших в тех краях в далёкие времена, или даже о восставших мертвецах — зомби. "Откуда в СССР зомби?" — спросите вы. Да кто же их знает... Может, вирус какой, а может, радиация.

Некоторые в те годы всерьёз говорили об огненных шарах, то и дело появлявшихся над рекой, о странных летающих объектах, якобы зависавших над Растессом. Видно, и вправду зря большевики закрыли церковь. Не закрыли бы — глядишь, местный бог Кроатон держался бы подальше от людей, поглубже бы уходил в таёжные дебри, не мешал бы жить.

Старики в селе Павда, что в 25 километрах от "советского Кроатона", рассказывали детям и внукам, что всех жителей Растесса утащили в лес местные колдуны — для "использования" в обрядах. А что? Очень может быть. Растесс стоял посреди тайги, жители ходили в лес то по грибы, то по ягоды. Могли забредать во владения местных ведьмаков, а те, как утверждали павдские старики, и накладывали на них чары. После этого бедняги, вернувшись домой, не могли переступить через порог собственного дома — ходили вокруг двора, спотыкаясь и как будто ничего не видя перед собой, а потом возвращались в лес и пропадали.

С другой стороны, вероятность такого исхода для отдельных грибников, конечно, есть, но чтобы в лес ушло всё село? Верится с трудом. А может, село кто-то проклял? Нет ответа.

Виноватых нашли

Фото © karpinskmuseum.ru

Фото © karpinskmuseum.ru

Местные журналисты нашли последних жителей Растесса, и оказалось, что проклятьем для них стали две вещи: золотые прииски, из-за которых село прослыло богатым, и колония-поселение, которая после войны появилась неподалёку в лесах. Бесконвойные зэки, прознав про золотишко, то и дело наведывались в дома сельчан, когда те были на работе, и переворачивали всё вверх дном. А когда не находили золота, с досады выносили последнее: ложки, посуду, детскую одежду. Последней каплей стало, когда однажды за день они перерыли всё деревенское кладбище, осквернив дорогие сердцу сельчан могилы. После этого все жители села в считаные дни выехали из Растесса, побросав мебель, утварь, а некоторые — даже иконы. С собой из домашнего иконостаса забирали только самые дорогие сердцу образа.

Так село опустело, а по округе прошёл слух, что место это нехорошее, проклятье-де над ним тяготеет. Почему жители Растесса не стали жаловаться советской власти на произвол уголовников — непонятно. Видимо, боялись мести, боялись за жён и детей, а властям не верили.

Кстати, подобное исчезновение жителей случалось не только в СССР. В Канаде в 1930 году неожиданно обезлюдело поселение инуитов на озере Ангикуни. Его жители исчезли, а инуитское кладбище тоже оказалось разрыто. Наверняка что-нибудь такое произошло и с американской колонией. Например, поселенцев могли захватить в плен пираты и продать в рабство.

Подпишитесь на LIFE

  • Google Новости

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!

Новости партнеров

Layer 1