Как призывали выйти на митинг в TikTok. И почему не призвали
На площадке расходились видео с побуждениями применять силу против силовиков и ночевать на местах протеста. А потом пошли фейки об убийствах. Как соцсеть это допустила?
Фото © ТАСС / Михаил Терещенко, © Shutterstock
Что происходит?
Накануне 23 января, перед митингами в России, в TikTok началась массовая агитация за выход на улицы. Причём часть призывавших — украинцы. И рекомендовали они устроить в России "майдан".
Местные пользователи открыто призывали к этому: советовали вести себя агрессивно против стражей порядка, приносить палатки и не покидать площади. А в ходе митингов уже появились фейки о смертях на демонстрациях.
Почему именно "Тикток"?
— "Тикток" имеет очень низкий порог вхождения. Сравните, сколько надо было совершить обдуманных движений, чтобы зарегистрироваться в старом добром ЖЖ. А чтобы тебя там заметило сообщество, надо было писать реально хорошие тексты и редактировать их в специальном редакторе! В "Тиктоке" же пара движений пальцем — и ты с ходу можешь запилить видос, который имеет шансы попасть в "реки". Отсюда эти миллионы просмотров и десятки миллионов пользователей в России. Быть в "Тиктоке" очень просто, — говорит депутат Госдумы Антон Горелкин.
Фото © ТАСС / Михаил Терещенко
Точно так же крайне просто и незатратно использовать "Тикток" для пропаганды. Например, пытаться спровоцировать беспорядки в соседней стране. Это и делали украинские пользователи. Лишних сил не понадобилось. Нажал на кнопку спуска затвора, записал видео на хайповую тему, и оно само поднялось в тренды.
— Представьте, если бы каждому из них пришлось хотя бы несколько предложений написать перед отправкой видео, это бы уже сократило их количество в разы, — говорит Горелкин.
Другая проблема "Тиктока" — отсутствие модерации контента. Если "Фейсбук" блокирует любое неудобное мнение, то эта соцсеть впадает в другую крайность — контроля за блогерами нет вообще.
— "Тикток" — самая саморегулируемая соцсеть. Тут нет фактчекинга со стороны платформы. Также она используется преимущественно молодёжью и детьми — людьми со слаборазвитым критическим мышлением, — говорит член Общественной палаты РФ Артём Кирьянов.
Почему не получилось?
Массовая агитация выходить на улицы и устраивать Майдан не увенчалась успехом.
— Именно в "Тиктоке" ведётся большая агитационная работа по привлечению к участию в несанкционированных митингах детей и молодёжи. И надо сказать, что россияне слабо отреагировали на это, если посмотреть, сколько сил и средств было вложено в кампанию и каков результат (количество участников митингов. — Прим. Лайфа), — говорит Артём Кирьянов.
По официальной информации, 23-го числа в Москве на улицу вышло 4000 человек, по данным белого счётчика, на улицах столицы было 15 тысяч человек. В Фонде борьбы с коррупцией (ФБК, признан Минюстом иностранным агентом) — организаторе акций протеста — насчитали в Москве 50 тысяч человек. А население столицы — 11,92 миллиона. 50 тысяч — это даже не один процент.
Фото © ТАСС / Михаил Терещенко
— Тогда в бой пошли тяжёлые фейки, посвящённые смертям на митингах. Это уже можно рассматривать как призыв к "майдану", — продолжает Артём Кирьянов.
По мнению депутата Госдумы Антона Горелкина, кампания оказалась провальной из-за особенности пользователей "Тиктока". Это не целевая аудитория бунтарей.
— Низкая конвертация "Тиктока" объясняется этим же свойством. Если вы любитель прикладывать минимальные усилия для получения фана, то куда-то пойти зимой, где вас могут толкнуть или ударить, — это очень сложный вызов. В этом плане мобилизационные возможности "Тиктока", к счастью, сильно ограничены спецификой его аудитории, — говорит Антон Горелкин.
Что нужно делать дальше?
Главная проблема "Тиктока" — на иностранцев, вмешивающихся в дела России, не повлиять законодательно.
— Мы недотягиваемся до Украины законодательно, соответственно, у них есть чувство безнаказанности, — говорит Артём Кирьянов.
Проблему надо решать. Если её не решить законодательно, то нужно заставить соцсеть модерировать контент так, чтобы он не причинял вред странам.
— Нужна слаженная работа Роскомнадзора, Генпрокуратуры и общественности. Также необходимы технологии противодействия, позволяющие молниеносно банить подобный контент, — говорит Артём Кирьянов.
В качестве решения проблемы рассматривается новый законопроект. C 1 февраля соцсети должны будут самостоятельно находить и блокировать аккаунты за распространение шок-контента. Под статью попадают группы с численностью от 500 тысяч человек, исключение — группы в WhatsApp. За невыполнение закона предусматривается штраф до восьми миллионов рублей для юрлиц, физлица будут оштрафованы на сумму до 500 тысяч рублей.