26 января 2021, 16:22
4729

Обратный эффект. К чему может привести контроль за ценами на продукты

Лайф разбирался, что происходит с ценами на продукты, может ли возникнуть дефицит и какие последствия могут быть у ограничительных мер.

Фото © ТАСС / Александр Щербак

Читать на сайте Life.ru

Производители сообщили, что ФНС стала запрашивать у них информацию об изменении цен на продукты до конца года. Это касается социально значимых товаров. Ранее вопрос контроля за ценами уже не раз поднимался на государственном уровне. Для ряда продуктов даже была установлена максимальная стоимость.

Государственное регулирование предусматривает, что власть устанавливает максимальный уровень цен на определённые продукты питания. Причём на короткий период — до трёх месяцев. Более длительная заморозка вряд ли возможна. Тогда появится риск, что производителям будет невыгодно продавать товары по указанной стоимости. Ведь причины подорожания заключаются в первую очередь в ослаблении рубля, росте налоговой нагрузки и так далее. В результате растёт себестоимость продукции, увеличиваются отпускные цены. В розничных сетях даже при установке обычных наценок стоимость продуктов питания растёт, — рассказала исполнительный директор АО "Инвестиционно-аграрный фонд" Марина Строгая.

По её словам, государственное регулирование не решает проблемы роста затрат производителей. Поэтому они могут начать ограничивать объём поставляемой продукции в магазины в попытке дождаться снятия ограничительных мер.

По словам Марины Строгой, это может привести к перебоям в поставках товаров в магазины, частичному дефициту. Впоследствии цены снова начнут расти. Они регулируются рынком, зависят от объёма затрат производителей и других факторов.

Марина Строгая считает, что способствовать снижению цен на продукты государство может, снижая налоги, оказывая меры поддержки предприятиям и стимулируя внутреннее производство, которое зависит от курса рубля.

На этом фоне у экономистов стали возникать опасения из-за возможного контроля за ценами со стороны ФНС. С одной стороны, это позволило бы оценить масштаб злоупотреблений со стороны торговых сетей. Уже были случаи, когда цены повышались необоснованно. С другой — у такого внимания налоговой могут быть свои подводные камни.

Идея контроля такого рода — очень плохой сигнал. Тем более что инициатива исходит не от ФАС, Минсельхоза или иных профильных ведомств. Есть риск, что главная цель — углубиться в вопросы взимания налогов. Это значит, что вместо контроля за ценами мы увидим как раз рост цен. Другая сторона любого контроля такого рода — создание условий для возникновения дефицита предложения. Это тоже катализатор для роста цен, — считает старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова.

Пока сложно сказать, на сколько ещё могут подорожать продукты. Но Анна Бодрова предполагает, что при развитии наиболее проблемного сценария повышение составит в среднем 3–5%. Причём произойдёт это не сразу, а постепенно.

В целом дефицита точно ожидать не стоит. Россия с точки зрения продовольственной безопасности защищена от неблагоприятных сценариев на международном рынке продовольствия. А вот в отдельных товарах краткосрочный дефицит возможен, как это было, например, весной прошлого года с имбирём и лимонами. Предугадать такие ситуации почти невозможно. Есть также риск скрытого повышения цен. Это незаметное уменьшение объёма фасовки при сохранении стоимости большего объёма, а также снижение качества сырья для производства продуктов. В целом же в рыночной экономике с открытыми границами и свободно конвертируемыми валютами директивный контроль цен возможен только на очень короткой дистанции и на ограниченное количество товаров. Пока негативное влияние от такой практики не привело к критическому снижению качества продукции и утрате позиций на рынке, — отметил эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн.

Напомним, в правительстве всерьез занялись вопросами цен на продукты в конце прошлого года. В начале декабря на совещании по экономическим вопросам эту проблему поднял Владимир Путин. Президент возмутился ростом цен на сахар, подсолнечное масло, макароны и хлеб. Объективных причин для подорожания не было. Это произошло из-за динамики цен на мировых рынках и попытки подогнать внутренние цены под мировые. Владимир Путин раскритиковал правительство.

На следующий день после этого премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с вице-премьерами поддержал инициативу Минэкономразвития об установлении планки колебаний цен на социально значимые продукты в 10%. Затем был принят целый ряд мер для стабилизации ситуации на продовольственном рынке. В частности, установили предельно-допустимые цены на сахар и подсолнечное масло.