Чаты по борьбе с коронавирусом в мессенджерах помогают бороться с пандемией и нехваткой врачей
В регионах всё больше набирают популярность группы в мессенджерах Telegram и WhatsApp, посвящённые коронавирусу. В них каждый желающий может обратиться за помощью к врачам. После окончания пандемии дистанционная медицина может заменить посещение терапевта.
Фото © Shutterstock
В конце марта Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запустила свой чат-бот в мессенджере WhatsApp для широкого информирования людей по вопросам новой коронавирусной инфекции. Минздрав России также создал подобный канал в начале апреля. Сервис помогает россиянам круглосуточно получать информацию о коронавирусе. Важно отметить, что чат-боты — это не персональный подход к людям, которым нужна помощь, а лишь ресурс с общей информацией.
У нас в стране пошли дальше, и первый ковид-чат, где на вопросы людей отвечают медики, придумали в Томске. Это произошло весной 2020 года, когда в регионе был зафиксирован резкий рост числа инфицированных CoViD-19. Идея пришла в голову активистке партии "Новые люди" Юлии Мустафиной, поддержал инициативу на тот момент кандидат, а сейчас депутат Думы города Томска VII созыва от партии "Новые люди" Александр Цин-Дэ-Шань.
— Во время первой волны бригаду скорой помощи можно было ждать по пять-шесть дней. А людям с ярко выраженными симптомами коронавируса необходима была помощь здесь и сейчас, — рассказывает Александр Цин-Дэ-Шань. — Тогда мы начали собирать по социальным сетям лучших врачей из нашего города. Они согласились безвозмездно помогать, и мы сделали чат в Telegram.
Фото © LIFE
Канал очень быстро стал популярным. Сейчас в чате более 2300 участников, и их количество постоянно растёт. Даже те, кто не переболел, спрашивают у врачей о первых симптомах, выясняют, какая профилактика эффективнее всего или где сделать прививку. 17 медицинских специалистов разного профиля в режиме 24/7 отвечают на наиболее распространённые вопросы о коронавирусе. За всё время они обработали более 3000 обращений.
— Я стала помогать после того, как заболел мой родной брат и скорая к нему ехала трое суток, — рассказывает врач-биофизик, специалист по функциональной диагностике, кандидат медицинских наук Татьяна Ламзина.
По словам медика, в самом начале пандемии чаще всего спрашивали, куда звонить и как оформить больничный. Сейчас поступает много вопросов, связанных с вакцинацией. И если за декабрь и ноябрь Татьяна Ламзина откликнулась на более чем 900 заявок, то сейчас поток обращений в регионе снижается вместе с числом заболевших.
Чтобы иметь право консультировать дистанционно, медики должны пройти обучение. Александр Цин-Дэ-Шань отнёс проект в городскую администрацию и получил полную поддержку. В прошлом году образовательный курс о коронавирусе оплатили власти Томска.
В итоге чат помог и семье Александра, когда заболела его супруга. Она оперативно получила консультацию в Telegram. Пример успешного проекта вдохновил и его коллег по партии "Новые люди" Геворга Айрапетяна из Иркутска и Руслана Абдулхаликова из Дагестана.
В Дагестане существует аналогичный чат, куда люди чаще всего обращаются, чтобы сверить свои симптомы. По словам руководителя отделения партии "Новые люди" в республике Руслана Абдулхаликова, нередко случается, что сами участники помогают друг другу, обмениваясь опытом. Некоторым из них чат помог получить своевременную консультацию и избежать осложнений.
Фото © LIFE
— Наши врачи, без которых никогда этот проект не состоялся бы, рекомендуют всем прислушиваться к специалистам, помогают расшифровывать анализы, — говорит Руслан Абдулхаликов.
В Дагестане чат был создан 19 декабря 2020 года, и за первые трое суток к нему присоединилось более тысячи человек, а за два месяца в чате набралось около 7000 сообщений.
В Иркутской области такой же чат в Telegram открыли в начале декабря. На проекте задействованы пока два медика, а в группе состоит около 900 жителей региона.
— Я надеюсь, что благодаря нашему чату нагрузка на врачей снизилась, — отмечает руководитель отделения партии "Новые люди" в Иркутской области Геворг Айрапетян. — К сожалению, мало кто верит официальным, но обезличенным рекомендациям от Минздрава или Роспотребнадзора. Всегда проще довериться конкретному доктору, работающему в соседней поликлинике. Людям не хватало разъяснений, живого диалога, эту проблему наши чаты отлично решили.
Фото © Shutterstock
В Иркутской области большинство обращений касаются наличия в аптеках лекарств. В таких случаях волонтёры и фармацевты анализируют ассортимент и помогают находить необходимые медикаменты. По мнению руководства партии "Новые люди", проект будет востребован и после окончания пандемии.
— Пандемия показала, что люди в нашей стране могут проявить чудеса самоорганизации, чтобы помогать друг другу. В наших чатах состоят тысячи людей. Проект уже запущен более чем в 20 регионах, в наших планах — масштабировать его и дальше, — говорит руководитель исполкома партии "Новые люди" Александр Даванков. — Я уверен, что даже после окончания пандемии проект будет работать. Бывают ситуации, когда людям требуется оперативная консультация врача. Поэтому эти чаты должны жить и развиваться. Пора использовать современные технологии на благо людей.