Незаконный митинг: права и последствия
Член Ассоциации юристов России Ольга Евстропова — о том, что грозит за участие в несогласованных митингах.
Фото © ТАСС / Евгений Разумный
Участие граждан в митингах для отстаивания своей политической позиции и интересов, выражения своих требований относится к неотъемлемым конституционным правам россиян. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Но митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц, поэтому их проводят с учётом ряда законодательных ограничений, установленных в т.ч. в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Утверждение о том, что привлечение к административной ответственности является нарушением права граждан на участие в мирных собраниях, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, не является обоснованным.
Европейский суд в многочисленных постановлениях неоднократно указывал на то, что право на свободу собраний является фундаментальным правом в демократическом обществе и, наряду с правом на свободу выражения мнения, одной из основ такого общества. Чтобы позволить национальным властям принять необходимые превентивные меры безопасности, объединения и иные лица, организующие демонстрации, как участники демократического процесса должны уважать нормы, регулирующие данный процесс, путём соблюдения действующих нормативных актов.
В этой связи уведомительный и даже разрешительный порядок для публичного мероприятия, как правило, не посягает на существо права, предусмотренного статьёй 11 Конвенции, поскольку цель данного порядка состоит в том, чтобы дать властям возможность принять разумные и целесообразные меры для обеспечения спокойного проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного или другого характера.
Разрешительный порядок отвечает требованиям пункта 1 статьи 11 Конвенции, если его целью является предоставление властям возможности обеспечить мирный характер митинга. Так, требование о получении разрешения на демонстрацию не является несовместимым со статьёй 11 Конвенции. Поскольку государства имеют право требовать обращения за разрешением, они должны наделяться правом применять санкции к лицам, участвующим в демонстрациях, не отвечающих этому требованию.
В свою очередь организатор публичного мероприятия обязан не только осуществить необходимые процедуры по подаче уведомления, но и обеспечить соблюдение условий проведения публичного мероприятия, требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента его проведения, прекращения нарушения закона, обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, обеспечивать сохранность зелёных насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия. Организатор несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.
Рассылка сообщений в соцсетях с призывами к участию в несогласованных с властями мероприятиях однозначно является нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и влечёт административную ответственность. Участие в несанкционированном митинге грозит административной или даже уголовной ответственностью.