Регион

Уведомления отключены

45 лет назад под Иркутском разбился пассажирский ТУ-104, при этом в катастрофе чуть не принял участие Ту-154

Ровно 45 лет назад небо и землю СССР не поделили между собой Ту-104 и Ту-154. Для Ту-104 и 24 его пассажиров полёт оказался смертельным. Эта же катастрофа фактически ознаменовала окончание эксплуатации одних из первых советских турбореактивных пассажирских самолётов.

9 февраля, 14:35
8382
<p>Коллаж LIFE. Фото © Shutterstock</p>

Коллаж LIFE. Фото © Shutterstock

В 1956 году в Омске был выпущен один из первых серийных реактивных лайнеров в мире. Борт 42327 установил несколько мировых рекордов и был отправлен на мирную службу — выполнять рейсы с Дальнего Востока в Москву.

Ту-104А СССР-42327 компании "Аэрофлот". Фото © JetPhotos / Frolov Sergey / Гессель А.И.

Ту-104А СССР-42327 компании "Аэрофлот". Фото © JetPhotos / Frolov Sergey / Гессель А.И.

Ту-104А был первым в мире регулярно эксплуатирующимся реактивным пассажирским самолётом. Разумеется, с тысячами недостатков и недочётов, которые устраняли уже в следующих моделях авиалайнеров. Но в 1956 году идея турбореактивного двигателя, вплотную придвинутого к фюзеляжу самолёта, ещё казалась конструкторам здравой и многообещающей.

В 1976 году незначительный перевес и "зайцы" на борту оказались, вероятно, одной из причин катастрофы в небе над Иркутском, последствия которой могли бы быть куда плачевнее, если бы не оперативная реакция экипажа самолёта Ту-154 из КНДР.

Аэропорт Иркутск. Фото © irkipedia.ru

Аэропорт Иркутск. Фото © irkipedia.ru

Итак, рейс 3739 из Иркутска в Ленинград должен был проходить с двумя дозаправками — в Новосибирске и Свердловске (ныне Екатеринбург). Тогда самолёты ещё не могли выполнять беспересадочные полёты на такие большие расстояния (исключение составлял лишь Ту-114, являющийся, по сути, гражданским переосмыслением дальнемагистрального бомбардировщика), и им требовались дополнительные аэродромы.

Однако 9 февраля 1976 года Ту-104А так и не начал рейс. На борту оказалось на пять пассажиров больше расчётного количества. Четверых пассажиров с билетами, на которых не хватило мест, разместили в двух вестибюлях самолёта и двух туалетах, ещё один человек — сын бортрадиста — разместился в кабине пилотов.

Аэропорт Иркутск. Фото © irkipedia.ru

Аэропорт Иркутск. Фото © irkipedia.ru

В восемь утра по местному времени самолёт приступил к взлёту, однако практически сразу начал уклоняться вправо с нарастающим креном. В это же время на ВПП выполнял манёвры Ту-154 с экипажем северокорейских пилотов.

От полномасштабной — с сотнями, а не десятками жертв — катастрофы пассажиров обоих лайнеров уберегло то, что Ту-154 только что совершил посадку — и его двигатели ещё не были заглушены.

Обнаружив, что Ту-104А находится фактически без управления и близок к падению, а также верно определив траекторию падения лайнера, пилот Ту-154 сумел вовремя перевести двигатель № 2 во взлётный режим и вывести машину из зоны поражения.

Северокорейский Ту-154Б. Фото © Wikipedia

Северокорейский Ту-154Б. Фото © Wikipedia

Когда лётчик Ту-154 завершал манёвр, за его спиной уже разрушался упавший на землю Ту-104. Самолёт врезался в землю правым крылом, затем пропахал взлётно-посадочную полосу носовой частью фюзеляжа, а затем спустя ещё сто метров потерял уже левое крыло.

Ту-154 в связи с падением Ту-104 прямо у него перед носом получил множество осколочных повреждений фюзеляжа. Но ни один из пассажиров северокорейского самолёта не пострадал.

Из 99 пассажиров Ту-104А, отправлявшегося в Ленинград, семь членов экипажа (в том числе сын бортрадиста, которому не хватило места в салоне) погибли сразу, как и ещё восемь пассажиров лайнера. Затем в течение недели после катастрофы в больницах скончались ещё двое членов экипажа и семеро пассажиров. В результате до пункта назначения не добралось 24 человека. И не в последнюю очередь это связано с нарушением техники безопасности полётов и появлением "безбилетников" на злополучном рейсе.

Обломки Ту-104. Фото © aviadejavu.ru

Обломки Ту-104. Фото © aviadejavu.ru

Однако катастрофы 1976 года, для того чтобы снять с эксплуатации устаревший лайнер, советскому руководству оказалось как будто недостаточно.

Ту-104Б после катастрофы во Внуково 17 марта 1979 г. Фото © aviadejavu.ru

Ту-104Б после катастрофы во Внуково 17 марта 1979 г. Фото © aviadejavu.ru

Окончательно история Ту-104 прекратилась только в 1979 году, когда катастрофа с этим самолётом унесла уже не 24, а 59 жизней — и случилась она не в далёком Иркутске, а в московском Внуково. В апреле 1979 года был выпущен приказ Министерства гражданской авиации СССР, запрещающий эксплуатацию Ту-104 на пассажирских перевозках "Аэрофлота" (других авиакомпаний тогда и не было).

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1