Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Как женить на себе князя: Три мифа о русских святых Петре и Февронии

На Руси святых Петра и Февронию чтут как покровителей семьи и брака. Вместе с тем о них сложено столько мифов, что они часто заслоняют от людей самих святых.

8 июля 2021, 13:11
4696
Фото © Wikipedia

Фото © Wikipedia

Большая часть обывателей в курсе, что, во-первых, Пётр не очень-то и хотел жениться на простой девице, дочери древолаза, жившей у реки и разговаривавшей загадками. Во-вторых, многие верят, что хоть князь и женился на Февронии, но детей у четы не было. Что же за семья без детей? Ну а третье, что уж и вовсе не понятно современному человеку, как это — взять и умереть вместе? Да не просто в один день по воле случая, а вполне сознательно требовать от своей жены, чтобы она поторопилась вместе с мужем на тот свет. Как так-то? Взять и по своей воле отдать Богу душу!

Брачный союз — символ спасения

Фото © Агентство "Москва" / Игорь Иванко

Фото © Агентство "Москва" / Игорь Иванко

Памятник русской литературы — "Повесть о Петре и Февронии" — действительно таит в себе множество загадок. Если помните, дело начинается с того, что к жене муромского князя Павла начинает летать похотливый змей, который прикидывается перед другими людьми Павлом. Обманом бедной княгине удаётся узнать у змея, что он примет смерть от человека по имени Пётр. И брат князя Пётр, вооружившись агриковым мечом, убивает змея-совратителя, но тот в сражении ранит Петра и от раны по телу расползаются смердящие язвы.

Заболевший Пётр посылает во все стороны отроков, чтобы найти лекаря, и один из них набредает на избушку Февронии. Девушка, узнав о беде князя, буквально требует две вещи: чтобы Пётр пришёл к ней для излечения и чтобы ещё и женился на ней, дочери древолаза, то есть человека, который лазит по деревьям и добывает дикий мёд! Виданное ли дело — чтобы олигарх на нищенке женился!

Вот и князь не торопится. Даже излечившись, он пытается всячески избежать женитьбы и отказаться от данного слова, однако дочка древолаза буквально заставляет гордеца выполнить данное обещание. "Не давши слова — крепись, а давши — держись!"

Чтобы Пётр не сбежал из-под венца, она оставляет на нём один невылеченный струп, от которого по телу снова распространяются язвы. То есть, с точки зрения современного человека, рискует жизнью пациента! В суд на неё подать — и то мало будет! Да и вообще, надо бы проверить: а есть ли у неё право заниматься врачебной деятельностью?

В общем, с какой стороны не посмотри, а любви-то и не видать!

А ведь она была! Но только это была не та любовь, которую рекламируют голливудские фильмы, от которой люди теряют голову и способны на что угодно, даже на убийство. Это была любовь — спасение Божье. Это по современным представлениям человек приходит в мир, то ли чтобы "взять от него всё, что можно", то ли чтобы "перепробовать всё, что вредно", а на Руси 800 лет назад знали: человек приходит в мир, чтобы спасти свою душу, изначально повреждённую грехом. Проще говоря — чтобы сделать себя настолько совершенным, насколько это вообще возможно. Но совершенным не так, как это понимает сам человек: накачать пресс и придерживаться ЗОЖа, а так, как это предписано человеку Богом.

Святая Феврония с самого начала знала, что спастись в христианском смысле Пётр может только с ней, а она только с ним. Знала, что князь преодолеет порок гордыни, приобретёт дар смирения и будет прекрасным мужем и правителем Мурома.

По сути, союз князя и простолюдинки олицетворит собой слова Бога: "Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть..."

Встречу Петра и Февронии можно охарактеризовать словами "Господь свёл", а то, что Он свёл, человек уже не разлучит.

И недаром Феврония будет всю жизнь играть в этом союзе первую скрипку, солировать. Например, когда злые боярыни решат изгнать её из города, она пообещает им покинуть Муром, если они отдадут ей то, что она попросит. А когда они соглашаются отдать ей всё, что угодно, Феврония... забирает с собой Петра. Всё завершается благополучно: в борьбе за власть муромские бояре ссорятся и убивают друг друга, а народ, оставшись без правителя, снова просит Петра и Февронию вернуться в город княжить.

Дети и внуки

Фото © Агентство "Москва" / Игорь Иванко

Фото © Агентство "Москва" / Игорь Иванко

Что же касается якобы бездетности святых супругов, то в "Повести..." совершенно ясно указано, что детьми княжеской четы был весь народ Мурома: "И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наёмники. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли", — согласитесь, и сейчас каждый житель России хотел бы иметь в своём городе такого идеального правителя.

Это первое, а второе: согласно Родословной муромских князей и летописям у Петра и Февронии было трое детей: сын Юрий, унаследовавший престол, сын Святослав и дочь Евдокия. Были у святых и внуки: Ярослав, Иоанн, Василий и Дмитрий. Старший сын Петра и Февронии Юрий Петрович принял Муромское княжество в 1228 году, дрался с мордвой и с Батыем и погиб в битве с монголами в 1237 году. Святослав в 1220 году вместе с отцом ходил в поход на волжских булгар. А дочь Евдокия вышла замуж за Святослава, сына князя Всеволода Большое Гнездо. Её сын Дмитрий позже стал юрьев-польским князем и был прославлен Русской православной церковью как благоверный.

Любовь как лекарство от смерти

Фото © Pixabay

Фото © Pixabay

Но как же, спросите вы, если Пётр на самом деле любил свою супругу, зачем он даже не просил — требовал, чтобы она умерла с ним в один день? "Уже умираю и не могу больше ждать!" Как так-то? Дал бы ей пожить ещё немного!

Если воспринимать это с точки зрения атеиста, то есть буквально, это действительно ужас-ужас! Он упрашивает, требует от жены уйти в небытие. Негодяй прямо. Но в том-то и дело, что князь зовёт жену не в небытие. Он зовёт её вдвоём, взявшись за руки, преодолеть воздушные мытарства, которым первые сорок дней подвергается душа христианина, и войти в Царство Бога, в жизнь вечную. Вдвоём. Куда один, туда и второй.

Есть в этом и доля слабости, доля страха. Нет, Пётр смелый — он без промедления бросился в бой с демоном-змеем и победил его. Но умирать — дело совсем другое. Смерть страшит князя. Вообще, мало на свете людей, которые могут её встретить без страха — разве что по глупости или по молодости. Да и страшить может не сама смерть, а ответ, который человеку придётся держать перед Богом. И этого тоже боится Пётр. Дело в том, что Феврония с молодости святая — ей открыто то, чего не знают обычные люди. Подобно святым подвижникам, она без труда приручает зверей, наперёд знает свою судьбу и судьбу Мурома и без труда читает мысли злоумышленников.

Пётр же обычный человек. Его страшат мытарства — на них его будут обличать в грехах демоны, они могут утащить в ад, где будут терзать до Страшного суда. Поэтому он просит, требует и даже молит Февронию укрепить его дух и пройти смертные врата вместе с ним рука об руку. И она соглашается поддержать мужа, ведь много лет тому назад она дала обет — быть вместе с мужем в горе и в радости. И даже и в смерти, ведь для верующего христианина жизнь не закачивается тленом могилы, но продолжается в жизни вечной.

В этой преданности, длящейся до гробовой доски и даже дальше, за неё, тоже заключается любовь-спасение, любовь-жизнь, любовь-святость — пример для современных православных людей. Спокойные, взвешенные, созидательные отношения — вот тот венец, к которому следует стремиться. Остальное — от лукавого.

Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!