Антон Котяков: За прошедший созыв Госдума серьёзно осовременила законодательство в социально-трудовой сфере
Фото © Минтруд России / "ВКонтакте"
В 2021 году вступили в силу поправки в Трудовой кодекс о дистанционной работе. Обновлён раздел, посвящённый охране труда. Внесены концептуальные изменения в Закон о занятости. Уже осенью для граждан с инвалидностью станут доступны электронные сертификаты, что существенно упростит получение средств реабилитации. Создана нормативная база для развития социального казначейства — простого и адресного назначения мер социальной поддержки. Законодательно обеспечен старт новых "детских" выплат. Об итогах работы VII созыва Государственной думы в социально-трудовой сфере и ожиданиях от будущего созыва, а также о работе социального блока — глава Минтруда России Антон Котяков.
— Завершается и работа депутатов VII созыва Государственной думы. Эти пять лет с точки зрения законодательства в социально-трудовой сфере — насколько они были продуктивными? Удалось ли достичь намеченных целей?
— Депутатам VII созыва — уходящему составу Государственной думы — удалось серьёзно осовременить социально-трудовое законодательство. Остановлюсь на самых знаковых изменениях.
Первое. Были внесены поправки в Трудовой кодекс и симметричные правки в законодательство о персонифицированном учёте, подготовлен закон об электронных трудовых книжках.
Теперь можно иметь полные сведения о своём трудовом стаже буквально в смартфоне. Это удобно. Такой формат был востребован гражданами, особенно молодыми людьми, которые только начинают свою трудовую деятельность и привыкли получать информацию в электронном формате. Кроме того, ведение учёта сведений о трудовой деятельности в электронном виде существенно повышает защищённость работника.
Второе — законодательное регулирование для дистанционной работы. На начало 2020 года в нашей стране было всего 30 тыс. дистанционных работников. Значит ли это, что всего два года назад Россия всерьёз отставала от мировых трендов по использованию удалённой занятости? Конечно нет. Просто нормативная база, которая задавала бы чёткие и понятные правила взаимодействия с удалёнными работниками отсутствовала. Совместно с депутатами мы подготовили поправки в Трудовой кодекс, которые наконец уравняли в правах дистанционных работников и тех, кто трудится в офисах. Поправки дали работодателям понятные инструменты, позволяющие с учётом выполняемой трудовой функции определять режим работы людей.
Сегодня в нашей стране свыше трёх миллионов человек работает удалённо. Поправки, с одной стороны, дали работникам и работодателям гибкость в организации рабочего процесса, с другой стороны, внесли ясность в вопросы учёта рабочего времени, организации рабочего места.
Третье — электронный кадровый документооборот. В прошлом году был принят закон об эксперименте по этой технологии, который завершится в ноябре. Условия были непростыми: мы стартовали в разгар распространения коронавирусной инфекции. Тем не менее эксперимент прошёл успешно, к нему присоединились компании, в которых работает свыше двух миллионов человек. С учётом результатов депутаты Госдумы подготовили законопроект. Первое чтение его пройдено. И, надеюсь, следующий созыв Государственной думы завершит эту работу. Многие компании уже ведут кадровое делопроизводство в электронном виде. И мы должны дать возможность таким организациям не дублировать эти сведения на бумажном носителе.
Четвёртое — единый стандарт для центров занятости. К началу пандемии мы подошли с довольно архаичной системой управления трудовыми ресурсами. Центры занятости, которые за годы работы накопили огромный опыт по массовому подбору кадров, организации временных работ, трудоустройству уязвимых на рынке труда категорий, всё же не имели при этом современных инструментов реагирования на новые вызовы в сфере занятости.
Были внесены концептуальные изменения в Закон о занятости. В результате службы занятости по всей стране в ближайшие годы перейдут на единый стандарт работы, в их распоряжении будет единая цифровая платформа "Работа России".
Пятое — переход к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны труда. Над новой редакцией раздела Трудового кодекса "Охрана труда" работа шла несколько лет. В ней участвовали депутаты Государственной думы от всех партий, работодатели, профсоюзы. Приоритет был отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. Работодатель обязан учитывать те риски, которые возникают не только в рамках профессии или должности, а на конкретном рабочем месте, и, соответственно, обеспечивать условия для охраны труда. Это адресный подход.
Кроме того, ввели возможности цифрового, дистанционного контроля и надзора. Осовременили, наконец, законодательство и в этой сфере. Оно стало отвечать реально возникающим угрозам, вызовам, позволило обеспечивать качественную современную защиту работников. Создало стимулы для ответственного подхода, вложений работодателей в мероприятия по охране труда.
Шестое — уровень минимального размера оплаты труда. Именно депутаты этого созыва приняли закон, приравнявший минимальный размер оплаты труда к величине прожиточного минимума. А затем в конце прошлого года приняли закон о переходе к новой методике расчёта МРОТ. Благодаря этому минимальный размер оплаты труда уже превышает прожиточный минимум.
— А что было сделано для обеспечения тех, кто не работает, — скажем, тех, кто попал на больничный, людей, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства? Как здесь выглядело взаимодействие с Государственной думой?
— Произошли серьёзные изменения в сфере социального страхования. В 2020 году был принят закон, который устанавливает минимальную базу для расчёта больничного в размере МРОТ. То есть даже молодой сотрудник с небольшим уровнем заработной платы и небольшим стажем в случае болезни будет получать выплаты, рассчитанные как минимум из МРОТ.
В этом году по поручению президента России Государственная дума обеспечила законодательное закрепление ещё одной меры поддержки граждан — оплаты больничных для родителей, ухаживающих за детьми в возрасте до семи лет включительно. Вне зависимости от стажа больничный будет выплачиваться из расчёта средней заработной платы.
Словом, была проделана колоссальная работа в части изменения трудового законодательства. И тот факт, что эти изменения были проработаны, приняты — большая заслуга заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов, депутата Государственной думы Андрея Исаева, который возглавлял в Госдуме рабочую группу по внесению изменений в Трудовой кодекс.
Большие изменения произошли и в части социальной поддержки. Государственная дума приняла закон, который позволит регионам использовать Единую систему государственного социального обеспечения — ЕГИССО — при назначении мер поддержки на региональном и местном уровне. Сейчас мы дорабатываем технологическую основу такого подхода. В перспективе эти изменения позволят гражданам получать меры социальной поддержки без сбора справок или даже проактивно, то есть без подачи заявления. Сейчас так уже назначается материнский капитал.
В вопросах поддержки граждан с инвалидностью мы плотно работали с председателем Всероссийской организации инвалидов, заместителем председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаилом Терентьевым. Совместно с ВОИ были внесены изменения в закон об обеспечении граждан с инвалидностью средствами технической реабилитации. Прежде получить протезы, коляску, ортопедическую обувь можно было только по месту прописки. Конечно, эта норма не отвечала современным подходам. Растёт трудовая мобильность — человек может уехать на работу, учёбу в другой регион. Да и нередки случаи, когда гражданин поехал на длительное лечение или реабилитацию, а ему понадобилось починить коляску или получить новый протез. Поэтому норма о том, что средства реабилитации можно получить только по прописке, отменена. Теперь граждане могут обращаться за ТСР там, где им удобно. Причём делать это можно дистанционно — через портал "Госуслуги".
Осенью начнёт работу ещё один новый механизм — электронный сертификат. До сих пор государство или само приобретало средство реабилитации, или возмещало расходы тем, кто покупал на собственные деньги, например, инвалидную коляску или слуховой аппарат. Но эту компенсацию приходилось ждать порой несколько месяцев. Теперь не придётся ни ждать, ни тратить собственные деньги. Обладатель электронного сертификата сможет выбрать и приобрести техническое средство, предусмотренное его программой реабилитации, в любом магазине-партнёре, в том числе через Интернет. Сумма компенсации за покупку будет привязана к его банковской карте "Мир".
Введение электронных сертификатов будет также способствовать развитию конкуренции среди производителей и поставщиков протезно-ортопедической продукции. Выиграет тот, кто предлагает лучший сервис, делает более удобные изделия, кто сможет обеспечить дополнительный функционал по просьбе заказчика.
Важно не только помочь гражданину получить помощь, но и обеспечить возможность профессиональной самореализации. К сожалению, часто квоты для граждан с инвалидностью создаются работодателями лишь формально — на бумаге. Одним из последних принятых депутатами VII созыва законов устанавливается, что с 1 марта 2022 года квота будет выполнена только в том случае, если на квотированное место действительно был трудоустроен гражданин с инвалидностью. Выполнение квоты для предприятий более чем реально, особенно с учётом распространения цифровых технологий, возможности организовать работу удалённо.
— Цифровизация даёт новые возможности для граждан, но при этом не может не тревожить рядовых специалистов. Одно из самых частых опасений людей: а сохраню ли я свою работу при переходе на "цифру"? Цифровизация социальной сферы, те новые законы, о которых вы говорили, не приведут ли они к массовому высвобождению кадров в социальной сфере?
— Опасения понятны и естественны, но не оправданны. Нет пока такого компьютера и информационной системы, которая бы заменила живое человеческое общение и поддержку.
Да, действительно, уже сейчас часть рутинных функций специалистов автоматизирована. Этот процесс продолжится, в ближайшие четыре года планируем полностью уйти от ручного сбора и обработки документов.
Но одновременно растёт запрос на качественно новый сервис и персональный подход. Если говорить о центрах занятости, то карьерное консультирование, массовый и индивидуальный подбор сотрудников, профориентирование и психологическое консультирование, организация профессионального обучения и помощь в саморазвитии — всё это невозможно без личного участия человека, без человеческих ресурсов. С 2021 по 2024 год переобучим 22 тысячи специалистов, чтобы те, кто уже сегодня работает в системе занятости, могли отвечать на новые запросы наших граждан.
Пенсионный фонд и Фонд социального страхования тоже берут на себя новый функционал. Всё чаще внебюджетные фонды становятся операторами федеральных мер поддержки. Начал работу Единый контакт-центр, где граждане могут получить личные консультации. Всё это новая нагрузка взамен той однообразной работы, которая уйдёт благодаря цифровизации.
Качественная работа по сопровождению получателей социального контракта также требует консультаций и личного участия социального работника. Этот механизм в 2021 году впервые начал действовать по единым правилам во всех регионах страны.
Кроме того, переход на "цифру" не означает, что возможность личного обращения за той или иной услугой закрыта. Выбор формата остаётся за человеком. Если гражданин хочет лично прийти на приём, подать заявление, пожалуйста.
Так что опасаться потерять работу точно не стоит. Уместно скорее говорить о новом вызове — как сохранить в сфере социальной защиты, в государственной службе занятости, во внебюджетных фондах наших специалистов. Более того, мы всерьёз думаем над тем, как привлечь новых, дополнительных сотрудников в социальную сферу.
— Попробовать себя на этой сложной и ответственной работе могут многие, но, мне кажется, остаются только люди с сильной мотивацией.
— Это правда. Работа социального блока — это помощь пожилым и гражданам с инвалидностью, семьям с детьми и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, это поддержка граждан, оставшихся без работы, и помощь тем, кто не может самостоятельно обходиться в быту.
Всё это требует большой стрессоустойчивости, мудрости, тактичности, жизненного опыта, открытости. Сотрудник центра занятости, работник соцзащиты — он и антикризисный менеджер, и помощник, и, конечно, профессионал своего дела.
И пандемия ещё раз показала, насколько самоотверженны наши работники, как быстро способна перестраиваться отрасль.
Оплата труда в отрасли, если говорить о социальных работниках, выросла в последние годы благодаря майским указам президента. В соответствии с президентским поручением ведётся работа по обеспечению заработной платой социальных работников на уровне средних по региону. Не во всех регионах с этой задачей справляются. Сейчас ведём анализ по тем субъектам, которые не достигли результата.
Те, кто оказался на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией, — работники стационарных социальных учреждений — получают дополнительные выплаты.
Сейчас идёт работа по переформатированию центров занятости, в рамках неё мы также прорабатываем вопрос повышения оплаты труда работников.
Ведётся работа и по увеличению заработной платы сотрудников внебюджетных фондов — ФСС и ПФР.
Работаем над системой переобучения. Например, в рамках проекта модернизации центров занятости действует масштабная программа переобучения сотрудников. До конца года квалификацию повысят более чем четырём тысячам сотрудников из всех регионов страны, а до 2024-го — ещё 18 тысячам работников.
Отдельный "трек" — поощрение лучших, выдающихся сотрудников. Для этого мы пересмотрели формат проведения конкурса "Лучший социальный работник" в этом году таким образом, чтобы выявить наиболее результативных сотрудников на максимально прозрачных и понятных для всех условиях. Победители конкурса получат поощрение — 500, 300 и 200 тыс. рублей за первые, вторые и третьи места соответственно.
— Мы уже говорили о той законотворческой работе, которую Минтруд проделал совместно с депутатами Государственной думы. А какие задачи, по Вашему мнению, стоят перед будущим созывом? Какие нормы по линии Минтруда ещё необходимо принять депутатам?
— Во-первых, нам предстоит принять во втором и третьем чтениях законопроект об электронном кадровом документообороте. Мы рассчитываем на оперативную совместную работу с депутатами в ходе осенней сессии, чтобы уже в 2022 году организации могли пользоваться этой возможностью.
Во-вторых, нужно определить статус граждан, которые работают в режиме самозанятости. Самозанятость — это пока только налоговый режим. Среди самозанятых граждан и арендодатели, которые сдают в наём квартиры, и специалисты, которые предлагают свои услуги по переводу, дизайну, написанию текстов, по работе через интернет-платформы, и те, кто работает ежедневно, для кого заработок, полученный через агрегаторы, — единственный источник дохода. Например, таксисты, курьеры. Наша общая с депутатами задача — определить механизмы, которые давали бы социальные гарантии тем, кто по своему статусу близок к наёмному работнику, а сам характер отношений близок к трудовым, но всё же не вписывается в формат традиционных отношений по найму, не вписывается в действующее законодательство. Значит, надо менять законы, чтобы обеспечить социальную защищённость таких работников.
Что касается социальной сферы, и это наша третья большая задача: необходимо ввести лицензирование деятельности домов-интернатов для пожилых граждан и инвалидов, детских интернатов. Обеспечить необходимый уровень социальных гарантий для граждан, которые в них проживают, единые требования для государственного и частного сектора в этой сфере.
Ещё одно направление — система долговременного ухода за людьми. Сейчас этот проект реализуется в 24 пилотных регионах. Для распространения долговременного ухода по всей стране требуется серьёзная законодательная основа — изменения в федеральных законах, акты правительства, региональная нормативная база. Поэтому нам предстоит большая совместная работа с депутатами Госдумы.
Планка задана очень высокая, и я надеюсь, что депутаты Госдумы VIII созыва смогут поддержать заданный темп изменений.
— Излишне спрашивать, пойдёте ли вы на предстоящие выборы. Но почему Вы считаете важным принять участие в голосовании?
— Как я уже сказал, нам предстоит большая совместная работа с Государственной думой по целому ряду важнейших законопроектов социальной направленности. Эффективность зависит от тех людей, которые займут депутатские кресла. Мы голосуем за депутатов, которые представляют определённую территорию. И потом это уже ответственность партии, самого депутата — в какой комитет он войдёт, над какими проектами он будет работать. И если мы хотим спрашивать с наших представителей в Думе, нужно участвовать в их выборе. Иначе с кого мы будем спрашивать?
— Что для Вас является определяющим при принятии решения как избирателя?
В первую очередь опыт. Когда человек предлагает решать социальные, экономические вопросы, важно понимать, что за его плечами. Реальные дела, опыт принятых решений и работы с их последствиями или пока только предположения о том, как было бы хорошо обустроить ту или иную сферу.
Государственная дума — это очень высокий уровень принятия решения. Депутаты Госдумы принимают правила, по которым живёт вся страна. И такие решения должны приниматься людьми, которые действительно понимают последствия своих решений, которые могут принести в Государственную думу свою серьёзную экспертизу по тем или иным вопросам.