Константин Чуйченко: Госдума наделена важнейшей законотворческой функцией для формирования правового пространства страны
Фото © ТАСС / Михаил Терещенко
В текущем году сентябрь обещает быть насыщенным: это и начало учебного года, и нового политического сезона, связанного с проведением выборов депутатов Государственной думы. Об этих важных событиях и не только мы поговорили с министром юстиции Российской Федерации Константином Чуйченко.
— Уважаемый Константин Анатольевич, вновь распахнулись двери школьных классов и университетских аудиторий, для миллионов школьников и студентов начался новый учебный год. Часто ли Вы вспоминаете свою студенческую пору и какие мысли навевают эти воспоминания?
— Мне кажется, время студенчества для каждого человека — одно из самых ярких и значимых в жизни. Именно в этот период ты осознанно выбираешь свою будущую профессию, определяешь жизненные ориентиры.
Конечно, сравнивать сегодняшнее студенчество и студенчество 80-х годов прошлого века невозможно. И не только потому, что у нас отсутствовали Интернет и различные современные устройства, которые существенно помогают нынешнему студенту в освоении программ обучения.
Сама эпоха была иной. Несмотря на то что приходилось дотошно конспектировать лекции и часами работать в читальном зале, мне кажется, моему студенческому поколению были присущи такие прекрасные качества, как юношеский романтизм, жажда знаний, непререкаемое уважение к преподавателям и искренность дружбы товарищей-одногруппников.
Мне представляется, что нынешнее поколение студентов-юристов — это, как правило, целеустремлённые, всесторонне развитые, пытливые молодые люди, чётко понимающие свои будущие перспективы. Причём они эти перспективы тесно связывают с работой в органах юстиции. И должен отметить, что результат от такого подхода весьма неплохой.
Поэтому хотел бы поздравить всех студентов с началом нового учебного года и пожелать успехов в освоении выбранной профессии.
— Константин Анатольевич, человеку, который сам окончил юридический факультет, имеет большой опыт работы, думается, несложно оценить перемены, которые произошли и происходят в органах юстиции.
— Безусловно, перемены грандиозные. И связаны они прежде всего с изменением вектора работы самой системы юстиции, которая сегодня ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей граждан в предоставлении им государственных услуг, в том числе в электронном виде, развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма и поддержание устойчивого уважения к закону. Собственно, я сейчас продекларировал основные ориентиры в работе Министерства юстиции.
Для достижения поставленных целей определён комплекс конкретных задач в различных сферах: это и оказание бесплатной юридической помощи людям, и совершенствование деятельности адвокатуры и нотариата, применение искусственного интеллекта в процедуре регистрации ведомственных актов, а также внедрение проактивных сервисов при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Одну из основных задач мы также видим в необходимости совершенствования деятельности органов исполнительного производства и уголовно-исполнительной системы, а также в увеличении числа судебно-экспертных учреждений, повышении качества их деятельности.
Как нетрудно заметить, выбранные приоритеты ориентированы главным образом на создание эффективной системы взаимодействия ведомства с гражданами. Поэтому в своей работе мы руководствуемся исключительно интересами людей.
— Но реализовать такой подход невозможно без цифровизации государственного управления, в том числе и в системе управления органами юстиции.
— Бесспорно. Поэтому вопросам цифровизации министерство уделяет большое внимание. Определён заместитель министра юстиции Российской Федерации, отвечающий за вопросы цифровой трансформации. Утверждена ведомственная программа, предусматривающая реализацию задач по цифровой трансформации государственных услуг, в том числе таких социально значимых, как создание банка нормативных правовых актов Российской Федерации, цифровая трансформация инфраструктуры ведомства, внедрение технологий искусственного интеллекта в деятельность Министерства юстиции.
Отдельно отмечу, что в структуре Минюста России имеются две подведомственные федеральные службы: ФСИН России и ФССП России, где вопросы внедрения цифровой трансформации также решаются комплексно с учётом стоящих перед службами задач. Успешная реализация цифровых проектов в этих сферах позволит должным образом гарантировать обеспечение прав граждан на своевременное получение алиментов, а осуждённым — на трудовую деятельность.
Не стоит забывать, что немалая часть осуждённых может отбывать наказание в виде принудительных работ. Это и адаптация, шаг к возвращению в нормальную жизнь. И в то же время нам представляется важным сделать так, чтобы они могли зарабатывать деньги, существенная часть которых может идти на выплаты штрафов или возмещение ущерба, причинённого как государству, так и физическим лицам.
— Сколь широко ни использовались бы возможности цифровизации, полностью заменить человека в правовой сфере невозможно, как невозможно заменить всех юристов искусственным интеллектом. Профессионалы нужны всегда. Как в Минюсте обстоят дела с мотивацией специалистов? Как устроена система подготовки кадров для органов юстиции?
— Начну, пожалуй, со второго вопроса, связанного с системой подготовки кадров. Наше конкурентное преимущество заключается в том, что в структуре министерства успешно функционирует наш университет — Российская правовая академия Минюста России, где идёт подготовка молодых специалистов для органов юстиции.
В ней реализуются профессиональные программы среднего профессионального образования, высшего образования — программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Осуществляется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре. Реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
Однако, чтобы из вчерашнего студента вырос крепкий профессионал, необходимо не только время, но и опытные специалисты, которые помогали бы молодому сотруднику в его становлении. Для этих целей в ведомстве эффективно работает институт наставничества.
Кроме того, в сфере постоянного внимания Минюста России находится и решение кадровых проблем наших подведомственных служб.
К примеру, с учётом того что Федеральной службой судебных приставов относительно недавно осуществлён переход с государственной гражданской службы на иной вид службы, министерством был разработан план мероприятий, направленных на организацию на базе нашего университета системы подготовки сотрудников для службы в органах принудительного исполнения. С этой целью в университете образован институт исполнительного производства, готовится проект государственного образовательного стандарта по специальности "Принудительное исполнение".
Кроме того, в конце прошлого года ведомством разработана "дорожная карта", направленная на подготовку специалистов для органов и учреждений юстиции. Она предусматривает создание в структуре РПА Минюста России кафедр адвокатуры и нотариата с введением соответствующих учебных дисциплин и организацией научной деятельности. Также на базе университета планируется сформировать комплексную инфраструктуру для обучения частных экспертов по программам переподготовки и повышения квалификации с последующей их сертификацией по экспертным специальностям.
Что касается мотивации специалистов, работающих в министерстве, то в этом направлении нами также приняты определённые меры. Мы делаем всё, чтобы работа в Минюсте России была престижной и интересной.
— Частично мы в нашей беседе уже коснулись вопросов, связанных с молодыми людьми, которые выбрали для себя в жизни юридическую стезю. И в этом контексте возникает другой вопрос: а как жить и работать молодому поколению, которое не знает настоящих лишений, и что такое мечта о "мирном небе над головой"?
— Это прекрасно, что нынешнее поколение не знает настоящих лишений, а "мирное небо над головой" — это не мечта, а неотъемлемые жизненные реалии.
Совсем недавно главой государства была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Это программный всеобъемлющий документ, который определяет ключевые направления развития страны. Было бы нелишним, чтобы данную стратегию не только молодёжь, но и взрослые люди изучили с карандашом в руке.
Реализация стратегии направлена в первую очередь на улучшение благосостояния граждан и создание условий для опережающего развития государства. В связи с этим нужно чётко понимать, что принятие программных документов не означает одномоментного улучшения социально-экономической среды. Как министр юстиции, не понаслышке знаю, что любое решение сопровождается огромной работой по уточнению нормативной правовой базы как федерального, так и ведомственного, регионального уровней.
В связи с этим представляется очень важным сохранять стабильность политической системы, не допускать её расшатывания и стараться сохранить в ней людей грамотных, имеющих большой опыт практической нормотворческой работы и понимание государственного интереса, сопряжённого с исключительными интересами граждан России.
— Говоря о сохранении политической стабильности, Вы имеете в виду предстоящие выборы депутатов в Государственную думу?
— Выборы, безусловно, являются главным политическим событием текущего года. Представляется крайне важным не быть пассивными, прийти на голосование, осознать свою ответственность и сопричастность принимаемым в стране решениям.
Необходимо помнить, что именно парламент наделён важнейшей законотворческой функцией в рамках процесса принятия решений, направленных на формирование правового пространства страны.
Министерство юстиции активно взаимодействует с Федеральным собранием Российской Федерации в целом и с Государственной думой в частности. За время работы депутатов седьмого созыва был внесён 161 законопроект, разработанный Минюстом России, и 148 законов были подписаны президентом Российской Федерации.
При этом я бы обратил внимание на то, что сформированное правовое поле обеспечивает внимательное отношение органов власти не только к проблемным вопросам граждан, но и к их предложениям по совершенствованию действующего законодательства. Практически каждый нормативный правовой акт до принятия размещается на соответствующем портале для проведения процедуры общественного обсуждения. Таким образом, инициативы граждан и представителей юридического сообщества в итоге находят своё отражение при доработке проектов актов.
Также на сайте Государственной думы имеются сервисы, воспользовавшись которыми каждый может узнать информацию о работе комитетов, о прошедших и предстоящих заседаниях, направить обращение депутату.
— Константин Анатольевич, тогда разрешите задать прямой вопрос: Вы пойдёте голосовать на выборах депутатов Государственной думы?
— Конечно. Обязательно.
На мой взгляд, выборы — это очевидная возможность для каждого из нас участвовать в формировании будущего нашей страны.