Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 сентября 2021, 04:40

Андрей Кигим: Пенсионный фонд России — это прежде всего люди, которые работают для людей

Фото © ТАСС / Артём Коротаев

Фото © ТАСС / Артём Коротаев

От работы Пенсионного фонда России (ПФР) зависит благополучие многих миллионов людей. Ведь сотрудники фонда обеспечивают лёгкое, без сбоев и проволочек, получение гражданами пенсий и социальных выплат, например материнского капитала. Фонд совместно с Минтрудом участвует и в законопроектной деятельности, работает с депутатским корпусом в процессе рассмотрения важных социальных инициатив и законов, в том числе при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Законопроект о бюджете Пенсионного фонда вносится в одном пакете с "большим" бюджетом страны. О том, что позволяет обеспечивать бесперебойную работу Пенсионного фонда даже в условиях ковидных ограничений и какими качествами должен обладать идеальный представитель народа, в интервью с председателем правления ПФР Андреем Кигимом.

— Сейчас завершился срок полномочий Государственной думы седьмого созыва. За годы её работы были приняты десятки законов и поправок в них, касающихся пенсионной, социальной и трудовой сфер. Пенсионный фонд, будучи вовлечён в работу исполнительной власти как участник, обеспечивающий социальные выплаты, активно присутствует на всех важных дискуссиях по этим вопросам. С какими профильными комитетами Госдумы вам было наиболее комфортно работать и почему?

— Для нас основной — Комитет по бюджету и налогам. С ним мы ежегодно интенсивно работаем в ходе формирования бюджета ПФР, добиваясь, чтобы были учтены и финансово обеспечены все расходы по социальным и пенсионным обязательствам перед людьми.

Профессионализм входящих туда депутатов всегда задаёт высокую планку для нашей общей работы. Не скрою, нам бывает нелегко отвечать на вопросы, которые мы слышим на бюджетном комитете. Есть неизменно больные темы, острота которых сохраняется из года в год. Например, о представлении справки при компенсации затрат на проезд к месту отдыха жителей северных регионов или об индексации пенсий работающим пенсионерам. Однако все замечания, предлагаемые поправки были по-настоящему конструктивными и чёткими.

Также мы взаимодействуем с Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов, который вместе с Минтрудом реализует инициативы и предложения по совершенствованию государственной политики в этой сфере.

Ну и третий наш комитет — Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, где поднимаются вопросы, связанные с демографией, обеспечением по социальным выплатам, пособиям мамам и нуждающимся родителям, которые выплачивает Пенсионный фонд.

Хочу отметить слаженную работу как депутатов, так и аппарата во всех трёх комитетах.

За последние несколько лет в России произошли немалые изменения в социальной сфере не без участия Пенсионного фонда. Что бы вы назвали главными успехами по своему направлению работы вне и внутри ведомства?

— Самый лучший результат работы Пенсионного фонда — это миллионы россиян, которые бесперебойно получают полагающиеся выплаты. Сегодня Пенсионный фонд работает больше чем со 100 миллионами человек. И это только те люди, в отношении которых операции идут постоянно: назначение выплат, перевод на другой их вид, приём и обработка заявлений, проверка информации, беззаявительные операции по счетам, разнесение сведений по счетам и так далее. А вообще ПФР ведёт лицевые счета более 150 миллионов человек!

И, конечно, за последние пять лет произошло немало положительных изменений в социальном законодательстве. И нам всем очень приятно, что возможность принять участие в этих изменениях выпала и специалистам фонда.

Большой объём работы был сделан в рамках программы материнского капитала. Она получила самые масштабные за свою историю обновления, благодаря которым государственная поддержка коснулась ещё большего числа российских семей с детьми. В частности, была возобновлена индексация материнского капитала, появились ежемесячные выплаты для семей с небольшим доходом, увеличена сумма капитала на второго ребёнка и введён капитал на первого ребёнка. Ну и, конечно, нельзя не отметить продление программы, решение о котором принималось дважды с 2017 года. Важность этой программы подтверждает тот факт, что благодаря ей огромное число семей имеют возможность улучшать свои жилищные условия.

Кстати, об информации. Сейчас один из главных трендов на государственном уровне цифровизация и автоматизация всех процессов, что в первую очередь должно упростить доступ граждан к социальным услугам. Какие уже у фонда есть наработки в этой части и как планируете развивать это направление?

— Для многих людей выплаты Пенсионного фонда — единственный источник дохода. И это накладывает большую ответственность на наших специалистов, ведь задержка пенсии даже на день становится для многих не просто проблемой, а подчас и предметом тревоги. Поэтому весь процесс должен быть отлажен, происходить без ошибок, вовремя и полноценно. Конечно, без новых возможностей информационных систем здесь не обойтись.

Потенциал наших информационных систем фонда за прошедшие пять лет серьёзно расширился. После запуска федерального реестра инвалидов и единой информационной системы социального обеспечения фонд начал собирать новые массивы данных. Всё это влияет и на систему социального обеспечения, и на принципы назначения выплат и предоставления услуг гражданам, что в том числе находит отражение в законодательстве.

Важный проект для нашего фонда, да и для всей страны — переход на цифровой СНИЛС и цифровые трудовые книжки. Тем самым обеспечивается более удобный и быстрый доступ к информации, снижается объём недостоверных сведений, минимизируются ошибки в данных, повышаются безопасность и сохранность информации. И при этом переход на цифровой СНИЛС даёт новые возможности дистанционного обращения за госуслугами. Теперь многие выплаты ПФР стали предоставляться проактивно: где-то с минимальным участием самого человека, а где-то вообще полностью автоматически.

Здесь можно вспомнить, к примеру, назначение и продление пенсий и пособий инвалидам, с согласия человека автоматическое назначение пенсий по собранным данным от работодателей, полностью проактивное оформление материнского капитала и т.д.

Кроме того, при поддержке и участии депутатов Государственной думы в этом году удалось принять большой блок законодательных изменений, которые вступят в силу со следующего года и позволят ещё больше продвинуться по указанным направлениям.

В частности, появятся новые возможности для автоматического наполнения лицевых счетов граждан информацией о службе в армии и отпуске по уходу за детьми до полутора лет, начнутся проактивные уведомления для граждан в возрасте выше 45 лет о размере будущей пенсии со всеми ключевыми показателями её формирования. Упростится процедура назначения пенсии, а социальная доплата и пенсии по инвалидности будут назначаться проактивно.

Эпидемия коронавируса заставила за короткое время скорректировать, а то и полностью пересмотреть подходы во многих сферах нашей жизни. С какими вызовами столкнулся ваш фонд?

— В прошлом году Пенсионный фонд, как и многие ведомства в России, ведущие обслуживание, столкнулся с карантинными ограничениями. Чтобы снизить риск распространения инфекции и при этом не останавливать назначение выплат, фонд ввёл для граждан упрощённый порядок получения услуг, дистанционно оформлял пенсии и пособия, а также автоматически продлевал уже назначенные выплаты.

Был усилен приём по предварительной записи во всех клиентских отделениях ПФР. Люди могли прийти к назначенному времени и не ждать получения услуги в очереди, что помогало избегать скопления посетителей. Во многих территориальных офисах работали виртуальные клиентские службы, которые консультировали граждан по видеосвязи. Чтобы разгрузить потоки в отдельные дни, приём в некоторых отделениях ПФР начинался раньше и мог переноситься на нерабочие часы.

Помимо этого фонд расширил удалённый формат оказания услуг и назначения выплат. Для дистанционного оформления пенсий, в частности, стали приниматься не только заявления, поступившие через электронные кабинеты граждан, но и оформленные специалистами ПФР по телефону. При наличии контактных данных они связывались с человеком и получали согласие на оформление пенсии, что отражалось в специальном акте. Последующее назначение пенсии происходило на основе этого документа.

Одновременно с этим Пенсионный фонд начал автоматически продлевать ряд выплат, право на которые по закону надо периодически подтверждать личным обращением или документами.

Специалисты фонда помогали гражданам в запросе сведений для назначения пенсии, в том числе документов, которые по закону должен представлять сам заявитель. А в тех случаях, когда ответы на запросы ПФР о представлении сведений не поступали вовремя, специалисты руководствовались имеющимися в распоряжении фонда сведениями и назначали выплаты на их основе. А при поступлении дополнительной информации, влияющей на размер пенсии, выплаты автоматически пересчитывались за все прошедшие месяцы без дополнительного заявления от пенсионера.

Отмечу, что именно на основании данных Пенсионного фонда назначались в условиях карантинных ограничений выплаты безработным россиянам, предоставлялись субсидии малому и среднему бизнесу, выплачивались пособия по временной нетрудоспособности.

Эффективность и своевременность данных выплат была обеспечена активным участием фонда в системе межведомственного взаимодействия, где происходит постоянный обмен данными с ФСС, МСЭ, МВД, ГИБДД, Росреестром.

За годы реализации всевозможных задач, которые периодически возникают в социальной сфере, Пенсионный фонд приобрёл уникальный опыт, который теперь позволяет ведомству в короткие сроки выполнять самые амбициозные проекты.

Наверное, в организации, работающей в социальной сфере, как ни в какой другой, чувствуется, что значит работать для людей. Ваши сотрудники это чувствуют?

— Пенсионный фонд — это организация с большим количеством людей, работающих для гораздо большего количества людей. Понимание этих огромных масштабов даёт ощущение причастности к некой большой миссии по созданию в России социально-правового государства, а также обеспечению условий для достойной жизни и свободного развития наших граждан.

И, несмотря на автоматизацию и цифровизацию многих процессов, Пенсионный фонд остаётся ведомством, где многие операции очень сильно зависят от людей. И эти люди прекрасно сознают свой долг и свою ответственность перед миллионами соотечественников.

Творческое мышление, стрессоустойчивость, технологичность, способность к быстрой адаптации, к переменам, стремление к постоянному саморазвитию и непрерывному профессиональному обучению — вот залог профессионального успеха работника Пенсионного фонда сегодня.

Например, единовременные выплаты, которые предоставлялись в прошлом году семьям с детьми в качестве поддержки в условиях карантина. Фонд в довольно сжатые сроки подготовился к этому новому для себя направлению деятельности. Это оказалась очень серьёзная, масштабная работа. Это были беспрецедентные по своему охвату четыре волны выплат в период с апреля по декабрь. Они коснулись десятков миллионов российских семей, а общая сумма выплат превысила половину триллиона рублей.

Чтобы оперативно сделать все необходимые начисления, чтобы это вообще стало возможным, после поручений президента отделения фонда нередко работали в выходные дни. Зато ПФР удалось предоставить две из четырёх выплат практически полностью проактивно, без каких-либо действий со стороны абсолютного большинства родителей, причём в таком большом масштабе и за такое короткое время.

Эта деятельность позволила Пенсионному фонду подойти к новой единовременной выплате на школьников, которая предоставляется в этом году с середины августа, технологически очень подготовленным и с готовностью решить задачу в минимальные сроки.

А как эпидемия сказалась непосредственно на организации работы внутри фонда, на здоровье сотрудников?

— Учитывая численность нашей организации, ситуация в целом не сильно отличается от средней по стране. Среди наших сотрудников много ветеранов социальной сферы, тех, кто работает тут 20 и даже 30 лет. Многие из них пенсионного возраста и, следовательно, находятся в зоне риска.

Поэтому в первую очередь все сотрудники старше 65 лет были переведены на удалённый режим работы, а в острые периоды, когда была первая волна, а затем и вторая, мы минимизировали численность всех сотрудников наших отделений, насколько это возможно.

К сожалению, перейти на удалённый режим или закрыться на какое-то время мы не могли, не имели права. Ведь пенсии должны выплачиваться, пособия — назначаться. А ещё в помощь населению по инициативе президента весной прошлого года были реализованы новые выплаты. Так что все наши сотрудники в прямом смысле оказались на передовой.

Были разные ситуации. Были вспышки болезни внутри отдельных коллективов. Здоровье сотрудников, тех, кто всё это время вёл личный приём граждан, за прошедший год оказалось сильно подорвано. Мы, разумеется, регулярно поощряли тех, кто выходил на работу всё это время.

Через ПФР проходит множество законопроектов, большая часть которых на выходе отражается непосредственно на жизни граждан, на получении ими государственных услуг, а также получении различных социальных пособий и выплат. Над чем предстоит работать уже с новым составом депутатов?

— В первую очередь над принятием закона о бюджете фонда, чтобы мы могли в полном объёме исполнить все возложенные на нас обязательства по выплате пенсий и пособий. Кроме того, Пенсионный фонд делает много шагов в сторону перевода услуг на проактивный формат, упрощения процессов получения гражданами тех или иных выплат.

Цифровизация уже давно проникла во все сферы нашей жизни, и всё это, конечно, требует нормативного и правового регулирования.

Так, предстоит принятие законопроектов, которые наделяют ПФР новыми функциями по осуществлению ряда пособий. Это позволит улучшить условия их предоставления, поскольку они будут предоставляться фондом по принципам социального казначейства.

Предстоящие выборы для всех государственных служащих особенные. Поправки в Конституцию России значительно усилили роль Государственной думы: депутаты будут влиять на персональный состав Правительства России, включая руководителей федеральных министерств. По сути, федеральное правительство у нас всё явственнее обретает черты партийного правительства. Это значит, что голосование госслужащих должно быть тем более активным, ответственным и осознанным, чтобы депутатами были выбраны достойные и конструктивные политики. Что бы пожелали новому депутатскому составу?

— За последние годы можно наблюдать качественные изменения в работе госаппарата. Теперь это институт, который ещё больше служит гражданину, обществу и государству, стараясь при принятии законов и нормативно-правовых актов максимально использовать цифру для обеспечения комфортной жизни людей. Все сервисы государства теперь настроены на потребности людей, их удобство и безопасность, и мне кажется, и госслужащие, и депутаты уделяют этому всё больше внимания. Хотелось бы, чтобы новый созыв Думы продолжил в своей деятельности именно такой курс.

Какой, по вашему мнению, должен быть портрет эффективного госслужащего и эффективного депутата? Каким должен быть основной набор компетенций, личных качеств, ценностных установок?

— На мой взгляд, любой госслужащий или депутат должен быть человеком разносторонним и хорошо информированным по самому широкому кругу вопросов. Всем нам — и простым гражданам, и чиновникам — хочется видеть в этом кресле того, кто не занимается демагогией, а действует в русле поставленных государственных задач и общенациональных интересов. Того, кто может продемонстрировать реальные результаты работ, реализованные проекты по повышению качества жизни людей, конкретные достижения в каждой отрасли, в каждом населённом пункте страны. Того, кто несёт ответственность за свои действия, и, конечно, который знает потребности своего избирателя и заботится о нём.

Андрей Степанович, пойдёте ли вы сами на предстоящие выборы?

— Конечно, пойду. Участие в голосовании — это гражданский долг каждого из нас. От нашего выбора зависит то, в какой стране будем жить мы и наши дети, наши друзья и близкие.

Говоря о выборе, мне бы хотелось, чтобы депутаты, пришедшие на смену текущему составу Госдумы, продолжили курс на улучшение жизни граждан, активно работали бы над решением масштабных задач по развитию страны.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров