Виктор Басаргин: Совершенствование законодательства помогает повышать безопасность и качество жизни людей
Фото © Пресс-служба Ространснадзора
В ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — и гражданская авиация, и внутренний водный, и железнодорожный, и автомобильный транспорт, и дорожное хозяйство. Работа немалая, а с учётом стремительного развития транспортной сферы и дорожной инфраструктуры в рамках реализации "дорожного" нацпроекта и транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры требует и быстрых решений, и высококлассных специалистов, которые фактически следят за тем, чтобы транспорт и дороги России оставались безопасными.
С учётом того, что немалая часть задач ведомства связана с соблюдением правовых норм в транспортной сфере, эта работа требует плотного взаимодействия с депутатским корпусом. О том, как развивалось сотрудничество с прежним составом Госдумы и на какие результаты рассчитывает ведомство в работе с новым, рассказывает руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин.
–– Виктор Фёдорович, как проходила работа вашего ведомства с Государственной думой уже ушедшего созыва? Всего ли удалось добиться в законодательном сотрудничестве? С какими профильными комитетами Госдумы работа складывалась наиболее конструктивно?
–– Ространснадзор тесно взаимодействовал и, уверен, будет взаимодействовать в первую очередь с профильными комитетами Государственной думы России. Это Комитет по транспорту и строительству и Комитет по безопасности и противодействию коррупции.
Это было действительно конструктивное сотрудничество, которое строилось на понимании, что предмет деятельности законодательных органов не всегда реализуется без службы, которая надзирает за исполнением принятых нормативно-правовых актов.
В частности, был проведён глобальный анализ правоприменительной практики Ространснадзора в рамках реализации "регуляторной гильотины". Эта работа проводилась с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон — представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ, включённых в рабочие группы по видам транспорта.
Её целью стал пересмотр законодательства в сфере обязательных требований по безопасности на транспорте — с установлением баланса между безопасностью и экономикой. То есть в условиях сохранения необходимого уровня безопасности и даже повышения его необходимо было снизить нагрузку на бизнес.
При этом были отработаны новые подходы к контрольно-надзорной деятельности с применением рискориентированного подхода к планированию и проведению проверок. Акцент делался на профилактику нарушения требований. Например, введение дистанционного контроля и непрерывного мониторинга поднадзорных объектов, который помогает своевременно оценивать риски.
Ространснадзор вёл активную работу в части рассмотрения действовавших нормативных правовых актов (в общей сложности было рассмотрено более 2,5 тысячи актов). В них содержатся требования, соблюдение которых оценивается нашим ведомством при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Принят Федеральный закон № 170-ФЗ от 11.06.2021 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в целях реализации Федерального закона № 248-ФЗ. Это так называемый закон-спутник. На основании названных законов при непосредственном участии Ространснадзора разработаны проекты положений о видах федерального государственного контроля (надзора), которые в настоящее время приняты.
На данный момент с введением нового законодательства идёт трансформация контрольно-надзорной системы, которая должна стать более эффективной благодаря тому, что вводятся более объективные средства контроля.
–– А если от законотворческой сферы перейти к практической — какие результаты работы в отрасли и внутри ведомства вы отметили бы в числе основных? Что бы вы назвали главным успехом?
–– Наша главная задача сегодня — активно продвигать культуру транспортной безопасности в обществе. Это большая и комплексная деятельность, даже целая сфера деятельности, которая направлена на повышение общего уровня безопасности в стране. Тут в большом объёме проводится именно профилактическая работа, направленная на предотвращение нарушений обязательных требований по безопасности на транспорте.
Одним из главных успехов я называл бы то, что по некоторым направлениям мы добились мирового уровня эффективности системы федерального государственного надзора. Это не наша оценка, это — мнение проверяющих нас комиссий международных организаций. Таких, например, как Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в части надзора за авиационной безопасностью.
Но надо понимать, что идеология культуры безопасности многогранна. С одной стороны, это компетентность и профессионализм сотрудников контрольно-надзорных органов. Это люди, которые должны чётко работать и выполнять инструкцию, добиваться исполнения обязательных требований.
А с другой стороны, это граждане, в сознании которых мы также стремимся сформировать культуру безопасности. И которые в свою очередь тоже должны безусловно соблюдать обязательные требования. Необходимо помнить, что безопасность каждого — это наша общая ответственность.
–– В феврале была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, направленная на обеспечение отрасли высококлассными специалистами, привлечение молодёжи. Как готовят и мотивируют специалистов для вашего ведомства и что делается для повышения эффективности госуправления в вашей сфере?
–– Государственная дума всегда давала направление на повышение эффективности деятельности государственных органов. В связи с этим главным нашим принципом стал такой: проверяющее лицо всегда должно быть более компетентно, чем лицо проверяемое.
На итоговом заседании коллегии при Ространснадзоре в 2020 году было принято решение проводить обучение инспекторского состава, готовить его к работе в новых условиях. Исполняя данное решение, в июне 2021 года мы дали старт серии семинаров, направленных на повышение квалификации сотрудников контрольно-надзорных служб.
Планируется, что ежегодно порядка 500–700 служащих Ространснадзора будут проходить программу повышения квалификации.
Хочу отметить, что помимо подготовки инспекторского состава мы также занимаемся решением вопроса подготовки руководителей поднадзорных организаций. На данный момент у нас налажено по данному вопросу хорошее взаимодействие с отраслевыми вузами. Например, Юридическим институтом РУТ (МИИТ) разработана специальная программа повышения квалификации, в которой учтены кардинальные изменения законодательства.
В части, касающейся эффективности государственного управления, хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на проведённую штатную реорганизацию органов государственной власти, Ространснадзору удалось сохранить численность инспекторского состава и фонд заработной платы. А в некоторых случаях и увеличить его благодаря принятому решению о трансформации структуры некоторых территориальных управлений службы.
— Сегодня в России 54 миллиона граждан являются получателями господдержки в разных формах. Как это отражается на вашем ведомстве?
–– Ространснадзор ведёт совместно с Государственной думой активную работу по обеспечению социальной защищённости инспекторского состава.
На сегодняшний момент это одна из основных задач, которая стоит на повестке в рамках мотивации и повышения результативности деятельности сотрудников службы.
–– Вам предстоит работа уже с новым составом Государственной думы. Над какими документами в первую очередь предстоит совместная работа? Есть ли у вас как руководителя ведомства пожелания к новому депутатскому корпусу?
–– Как я уже сказал, главным направлением в работе с уже новым составом Государственной думы стоит доработка и запуск проекта социальной защищённости служащих контрольно-надзорных органов. Уверен, что работа с новым составом будет не менее эффективна и результативна.
Что касается пожеланий, скажу так, совершенствование законодательства помогает оптимизировать нашу работу, повышать её эффективность и результативность, что в итоге приводит к безопасности и улучшению жизни граждан нашей страны. Поэтому так важно, чтобы эта работа была сделана качественно и профессионально. Я уверен, что каждый из нас заинтересован в том, чтобы в Государственную думу вошли достойные, квалифицированные, инициативные и честные люди, имеющие желание постоянно развивать нашу страну, которые смогут оправдать наше доверие и гарантировать стабильность. Поэтому участие в выборах так важно сегодня — именно нам выбирать таких людей. И я считаю, что голос каждого из нас очень важен!