14 сентября 2021, 18:40

Максим Шаскольский: Работа служащих ФАС напрямую влияет на уровень жизни людей и развитие страны

Фото © ТАСС / Семён Лиходеев

Читать на сайте Life.ru

Федеральную антимонопольную службу нередко характеризуют как ведомство, значение и влияние которого в системе экономического регулирования и во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов сопоставимо с влиянием Минфина и Минэкономразвития. Другие отводят ей в этой системе роль чуть ли не силовой структуры. Сама же ФАС видит свою миссию в обеспечении свободы конкуренции и эффективной защиты предпринимательства. При этом, оперируя, в общем, малопонятными гражданам понятиями, служба напрямую влияет на бюджет каждой российской семьи. То есть по факту выполняет ещё и важнейшие социальные функции, хотя в положении о ФАС этого, разумеется, не написано.

Что и кто позволяет службе справляться со всей этой масштабной работой и вносить свой вклад в обеспечение стабильности и развития страны, рассказывает руководитель Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский.

— Работа вашей службы, кажется, касается всех важных отраслей — от экономики до обороны. А что находится в центре внимания ФАС?

— Действительно, перечень вопросов, в которых задействована Федеральная антимонопольная служба, широкий. Ежедневно в фокусе нашего внимания — вопросы, связанные с тарифной политикой, контролем госзакупок, гособоронзаказа, иностранных инвестиций, торговли, рекламы, антикартельной деятельности и ряд других направлений. При этом служба занимается законотворческой деятельностью, осуществляет контрольные функции, пресекает нарушения антимонопольного законодательства. Всё это в итоге обеспечивает развитие конкуренции в стране.

Для Федеральной антимонопольной службы важно не ждать, когда кто-то ошибётся, и оштрафовать нарушителя. Важно предотвратить нарушение. При ином подходе будет задержана реализация важных, социально значимых и инфраструктурных проектов. Необходимо содействовать привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест, экономическому росту и созданию понятных, прозрачных и долгосрочных условий, обеспечивать равновесие интересов покупателей, производителей. Важен для антимонопольного регулирования Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", который официально ввёл термин антимонопольного комплаенса. Эффективность этого механизма видна уже сейчас, так как благодаря в том числе развитию комплаенса в деятельности органов власти за три года реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации был достигнут такой важный показатель, как снижение в два раза нарушений конкуренции со стороны органов власти.

— При всей значимости решений в масштабах страны граждане нечасто ассоциируют результаты работы госслужащих со своей жизнью. В случае с деятельностью ФАС это действительно непросто понять: вы не строите дома, не лечите людей и не производите электроэнергию. И как же работа службы конвертируется в реальность? В чём выражается её влияние на жизнь страны?

— На самом деле все наши решения в том или ином виде влияют в том числе и на те процессы, о которых вы говорите, хотя не все они так наглядны, как готовый жилой дом или новая поликлиника. Работа служащих ФАС России напрямую влияет на уровень жизни людей и развитие страны.

Если говорить о самых важных достижениях службы, то это те, которые действительно дают реальный эффект от принятых нами решений. К примеру, благодаря работе ФАС тарифы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами — или бытовыми, то есть мусором, — были существенно снижены в ряде регионов нашей страны. Так, в Краснодарском крае снижение составило 28,6%, в Псковской области — 16,37%, в Красноярском крае — 14,2%. Это означает, что мы помогли сэкономить денежные средства жителей, которые они бы заплатили за экономически необоснованные услуги коммунальщиков.

Важны на практике были решения по повышению конкуренции в сфере мобильной связи. Не менее чем в 80 процентах городов с численностью более 20 тысяч человек теперь действуют не менее трёх операторов, предоставляющих услуги мобильной связи. Отменён национальный и внутрисетевой роуминг, за счёт чего устранена необоснованная разница в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации.

Очень важная сфера — лекарственное обеспечение. По итогам проведения обязательной перерегистрации в 2019–2020 гг. всех зарегистрированных цен на лекарственные препараты ФАС России пересмотрела более 14 000, из которых в среднем на 30% снижено более семи тысяч. Экономия по стране в результате этого снижения цен составит, по нашим расчётам, не менее 35 млрд рублей ежегодно. Причём это экономия как в сегменте государственных закупок, так и личных средств граждан. Вот реальный результат для людей, для граждан страны — важнейшие лекарственные препараты по доступным ценам.

Безусловно, вопрос, который волнует каждого жителя нашей страны, — это тарифы ЖКХ. С того момента, как к службе перешли полномочия Федеральной службы по тарифам, обоснованность изменения тарифов ЖКХ для населения находится на особом нашем контроле. С середины 2019 года все случаи превышения предельных индексов должны быть обоснованы, доказана их необходимость для согласования с ФАС России. Благодаря реализации принципа "инфляция — минус" ежегодный рост тарифов ЖКХ в среднем по стране не превышает 4%, а зачастую оказывается даже ниже этого показателя. К примеру, в 2020 году фактический размер индексации этих тарифов в среднем по стране составил 3,1%, а в 2021 году — 3,3%.

— Благодаря чему удалось этого добиться?

— После начала действия новых предельных индексов ФАС регулярно анализирует информацию, поступающую из региональных органов регулирования. Как только выявляются нарушения, служба выдаёт предписание снизить тарифы. Только в 2020 году в адрес тарифных органов было выдано 96 предписаний и рассмотрено 136 досудебных споров. В результате этой работы удалось выявить 2,4 млрд рублей экономически необоснованно полученных средств, а сами тарифы были снижены.

Для антимонопольной службы важно, что ситуация в сфере тарифов стала стабильной. При этом, как только мы фиксируем в регионах отдельные проблемы, то быстро реагируем и разрешаем их.

Оперативно реагируя на обращения граждан, наши специалисты управления ЖКХ выяснили, что граждане, переселяемые из аварийного жилья, не подпадают под действие предельных индексов. Мы сразу же подготовили необходимый проект постановления правительства. После того как поправки будут приняты, управляющие компании не смогут устанавливать в домах для таких граждан существенно большие тарифы, чем для жителей соседних домов.

Этим же постановлением планируется внедрить систему стимулирования инвестиций через гарантии их возврата. Регионам предполагается дать возможность определять предельные индексы на несколько лет вместо их согласования на каждый последующий год. Это необходимо для того, чтобы инвесторы вкладывались в модернизацию и реконструкцию коммунального комплекса. В конечном счёте всё равно выиграют потребители, которые получат качественные коммунальные услуги. При этом от необоснованного роста тарифов граждане будут защищены всё теми же предельными индексами.

— Сегодня много говорится о необходимости провести цифровую трансформацию страны в ближайшие 10 лет. Есть ли у вас понимание, какой должна быть цифровизация сферы ЖКХ?

— Только в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами и электроэнергетики регулируемую деятельность ведёт более 28,5 тысячи организаций. Для них региональные органы ежегодно принимают более 71 тысячи тарифных решений. А в ФАС обоснованность тарифов проверяет не более 25 человек. Итого, на каждого из них в среднем приходится в месяц по 236 тарифных решений, которые необходимо проанализировать самым внимательным образом.

Именно поэтому, по мнению службы, необходимо полностью цифровизировать процесс регулирования тарифов на коммунальные услуги — от подачи тарифной заявки до принятия тарифного решения.

В апреле этого года ФАС представила единую форму экспертных заключений и тарифных заявок, разработанных антимонопольной службой. С их помощью в режиме реального времени можно будет отслеживать параметры тарифных решений, предлагаемых экспертами органа регулирования для утверждения, и на предварительном этапе исключать явные нарушения законодательства. А в конце июля Правительство РФ подписало разработанное службой постановление, в соответствии с которым экспертные заключения региональных органов регулирования должны формироваться в электронном виде по единой форме, утверждаемой ФАС России.

Кроме того, с марта 2021 года начал работать "федеральный тарифный светофор", который автоматически анализирует ошибки региональных органов регулирования при установлении тарифов. Они заполняют электронные шаблоны-таблицы с параметрами тарифного решения, а система красным цветом выделяет ошибки, зелёным — корректные значения. К началу августа "светофор" позволил отменить на предварительном этапе около 40 тарифных решений. Сейчас он проводит анализ по 10 параметрам, а к 2023 году сможет анализировать тарифные решения уже по 100 параметрам.

— Что это даст обычному потребителю?

— Цифровизация поможет сократить операционные расходы, частично — расходы на персонал, почтовые расходы, включаемые в тариф. Также цифровой формат установления тарифов предполагает использование эталонов, рассчитываемых на основании количества необходимого ресурса и типовых затрат. Это позволит исключить как необоснованный рост тарифов, так и необоснованное включение средств в них.

И у нас уже неплохой опыт их использования в сфере водоснабжения. К примеру, c 2020 года там, где есть владельцы небольших участков водоснабжающих, водоотводящих сетей, тарифы регулируются c помощью эталонов. И в некоторых случаях тариф снизился на 30%.

Именно поэтому ФАС России считает использование эталонов перспективным и при установлении тарифов на теплоснабжение. Проект постановления о поэтапном переходе на формирование тарифов в теплоснабжении методом сравнения аналогов ФАС планирует внести в Правительство РФ до конца этого года.

— Из того, что вы рассказываете, выходит, что решения ФАС так или иначе отражаются на кошельках граждан. Вот это важное социальное измерение, как представляется, должно мотивировать сотрудников ведомства эффективнее выполнять свою миссию. Но наличие моральных стимулов не отменяет стимулов материальных. Какие меры, какие решения принимаются, чтобы эффективность госуправления и регулирования во вверенной вам сфере повышалась, а мотивация работников Федеральной антимонопольной службы была на достойном уровне?

— Учитывая большую нагрузку, которая приходится на каждого сотрудника службы, значимость принимаемых решений, мы ставим перед собой задачу повышения уровня оплаты труда сотрудников ФАС России. В настоящее время достижение достойного уровня оплаты труда осуществляется во многом за счёт материального стимулирования, объём которого ежегодно устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации.

В 2021 году доля материального стимулирования в оплате труда сотрудников ФАС России достигает 50%, в связи с чем проводимое планомерное увеличение объёма средств материального стимулирования сотрудников службы объективно улучшило ситуацию с денежным содержанием. Работа в этом направлении будет продолжена.

Дополнительно хочу сказать также о тех мерах социальной поддержки, которые сегодня действуют для сотрудников службы.

Ежегодно служащим центрального аппарата и территориальных органов по мере очерёдности предоставляются единовременные субсидии на приобретение жилого помещения за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органом в федеральном бюджете.

Для отдыха служащих и членов их семей предусмотрены льготные путёвки в ведомственный санаторий.

Мы понимаем важность процесса непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников. Для этого проводится обучение как внутри службы, так и в ведущих российских высших учебных заведениях. Начиная с 2017 года предоставлена возможность участвовать в конкурсном отборе на целевое обучение по программам бакалавриата и магистратуры в МГЮА им О.Е. Кутафина, который ежегодно проводит служба.

В текущем году ведомству дополнительно выделены квоты в магистратуру РЭУ им. Г.В. Плеханова и Санкт-Петербургский государственный университет. С претендентами, прошедшими конкурсный отбор, заключаются договоры о целевом обучении. Кроме того, всем сотрудникам ведомства ежегодно предоставляется возможность поступления в бесплатную магистратуру Европейского учебного института МГИМО МИД России.

— Истёк срок полномочий депутатов Госдумы седьмого созыва, избранной в 2016 году. Любой орган исполнительной власти плотно работает с властью законодательной. С этой точки зрения всё ли удалось? Как вы оцениваете успехи службы по принятию законопроектов?

— У службы масштабный опыт работы с депутатским корпусом. И хочу поблагодарить депутатов за плодотворное совместное сотрудничество.

Основные законодательные инициативы ФАС России в последние годы были связаны с реализацией Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы.

Отдельно я хотел бы отметить, что 30 апреля 2021 года был принят Федеральный закон №107-ФЗ, который предусматривает, что в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, охраны жизни и здоровья граждан, Правительство Российской Федерации имеет право принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя. Проще говоря, речь идёт о принудительном лицензировании. Эти изменения создают возможность прежде всего оперативно восполнить отсутствие или недостаток в стране иностранных запатентованных лекарственных средств или медицинских изделий, которые необходимы для жизни и здоровья населения.

Значимость этого решения мы увидели на примере лекарственного средства "Ремдесевир", которое используется при лечении коронавирусной инфекции. Американская компания-производитель определила семь поставщиков "Ремдесивира" для 127 стран, включая страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и выдала им добровольную лицензию без ограничения цены. Для России, которая находится с ЕАЭС в общем экономическом пространстве, цена на препарат была завышена в четыре раза — 28 890 руб. за один флакон.

Благодаря законодательным изменениям Правительство РФ воспользовалось своим конституционным правом и применило механизм принудительного лицензирования при соблюдении всех правил и процедур.

— А с какими комитетами Госдумы работа строилась максимально эффективно и комфортно?

— Большинство законодательных инициатив, разработанных ФАС России, проходили обсуждение и рассмотрение в Комитете Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Можно сказать, что это профильный комитет по нашему направлению деятельности.

Но ряд законопроектов рассматривались Комитетом по государственному строительству и законодательству, Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи. Некоторые законопроекты проходили обсуждение практически во всех комитетах, например, законопроект о реформе унитарных предприятий.

В сентябре предстоят выборы в Государственную думу. Над чем ФАС России предстоит работать уже с новым составом депутатов?

— Несколько законодательных инициатив, также предусмотренных национальным планом, работа над которыми велась в 2018–2020 годах, пока не приняты, но работа над ними продолжается, а актуальность их не только не снизилась, но и возрастает в современных условиях.

В первую очередь следует обратить внимание на процессы цифровизации экономики.

Антимонопольное регулирование должно отвечать принципу сохранения баланса экономических интересов, обеспечивать поступательное развитие экономики и, безусловно, учитывать интересы потребителей. В связи с этим в антимонопольном законодательстве должны появиться правила, определяющие регулирование с учётом современных реалий монополистических вызовов цифровой трансформации.

Для решения этой задачи ФАС России разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики ("пятый антимонопольный пакет"). Законопроектами, в частности, предлагается предусмотреть в законе о защите конкуренции: запрет монополистической деятельности цифровых платформ ("цифровых гигантов"); новое условие контроля сделок экономической концентрации — если цена сделки превышает семь миллиардов рублей; введение такого отягчающего административную ответственность обстоятельства при заключении и реализации картелей, как использование цифрового алгоритма.

Принятие законопроектов позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных "цифровых" рынков, повысить защищённость прав и интересов добросовестных участников таких рынков, сдерживать аппетиты цифровых гигантов и повысить уровень противодействия цифровым картелям.

Ряд наших законодательных инициатив планируется закрепить в новом Национальном плане развития конкуренции на 2021–2025 годы, который внесён в Правительство Российской Федерации. В рамках плана мы предполагаем разработать около двадцати законопроектов.

К примеру, единый порядок проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

В настоящее время процедуры проведения отраслевых торгов органами власти всех уровней, в том числе предоставление прав на все виды природных ресурсов, земельные участки, движимое и недвижимое имущество, прав аренды, реконструкции, реализацию конфискованного имущества и т.п., регламентируются более чем 50 нормативными правовыми актами.

Сложившаяся ситуация не только негативно сказывается на правах предпринимателей, но и приводит к недополучению финансовых средств в бюджеты всех уровней. Кроме того, в наших планах — установление единых подходов и принципов пропорционального доступа финансовых организаций к получению средств бюджетов различных уровней, а также предоставлению банковских гарантий в зависимости от присвоенного уровня кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, установление квоты в размере 20% для малого бизнеса в конкурсах на установку и размещение рекламных конструкций и ряд других важных законопроектов.

Эти и другие законодательные инициативы мы будем обсуждать уже с новым составом Государственной думы и, конечно, рассчитываем на такую же конструктивную и плодотворную совместную работу.

— Что бы вы от имени своего ведомства пожелали новому депутатскому составу?

— В первую очередь хочу пожелать оправдать доверие граждан и новых достижений в деле повышения благосостояния и благополучия жителей страны. Все мы делаем одно общее дело, поэтому и для депутатов, и для сотрудников исполнительных органов государственной власти одинаково важно слышать мнение людей, экспертных сообществ.

Практически все инициативы ФАС России проходят общественные обсуждения, мы выслушиваем мнения экспертов, отрасли и только по итогам этой работы, с учётом мнений всех сторон принимаем решения. Уверен, что эти подходы сохранятся при работе с коллегами нового созыва.

Пойдёте ли вы сами на предстоящие выборы? Если да, то за что будете голосовать, за какие ценности и цели?

— Безусловно, я приму участие в предстоящих выборах. Считаю необходимым поддержать последовательные позитивные изменения, которые направлены на улучшение благополучия граждан и успешное развитие нашего государства.