Российский терминал перестал отгружать нефть за границу, как это отразится на мировых ценах
Сначала на мировой рынок нефти повлияли геополитические процессы, теперь в стоимость чёрного золота вносит коррективы природа, которая остановила работу морского терминала в Новороссийске.
Нефтехранилище Каспийского трубопроводного консорциума. Фото © ТАСС / Виталий Тимкив
Каспийский трубопроводный консорциум остановил отгрузку нефти. Произошло это из-за аварии на выносных причальных устройствах, случившейся в результате аномального шторма на побережье Новороссийска. Специалисты проводят обследование комплекса.
Стоит отметить, что Каспийский трубопроводный консорциум обслуживает нефтепровод, в который поступает сырьё из Казахстана и России, а также морской терминал. После того как нефть поступает в морской терминал, она грузится на танкеры и уходит за рубеж. Сбой в работе на одном из крупнейших нефтяных комплексов неминуемо приведёт к ухудшению ситуации на мировом рынке.
Ситуация в КТК
Закачка нефтепродуктов в танкер с помощью плавающего заливного устройства на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума. Фото © ТАСС / Алексей Давыдов
Консорциум уже просил у иностранных поставщиков расходное оборудование. Случилось это не вчера, а более месяца назад. Однако оно поставлено не было. Теперь же из-за санкций ситуация может ухудшиться. Да, у компании были запасы запчастей, но их ещё нужно монтировать. Всё это время будут перебои в поставках нефти мировым потребителям. Стоит отметить, что ежесуточно терминал отгружал почти один миллион баррелей нефти. При этом есть и оптимистичный сценарий, при котором авария на КТК не повлияет на мировой рынок.
— Если в течение месяца удастся нивелировать все неполадки, то проседание экспорта будет не очень большим. И для мирового нефтяного рынка не будет больших последствий, поскольку это потеря всего лишь 880 тысяч баррелей в сутки. Для сравнения: суточное потребление нефти в мире составляет 100 миллионов баррелей. Если предположить самый экстремальный сценарий, при котором в течение месяца останавливаются все погрузки, то отгрузка снизится на 5 миллионов тонн нефти. Это временное сокращение станет проблемой для Казахстана, — предположил эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
К сожалению, за один месяц справиться с ремонтом не получится. Замминистра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин заявил, что работы могут растянуться на срок до двух месяцев.
Сейчас Министерство энергетики Казахстана начало искать альтернативные пути поставки нефти. Ситуация осложняется ещё и тем, что Каспийский трубопроводный консорциум — международная организация. В число её акционеров входят американские Chevron Caspian Pipeline Consortium Company и Mobil Caspian Pipeline Company, а также британская BG Overseas Holding Limited и итальянская Eni International N.A. N.V. И в условиях западных санкций могут возникнуть непредсказуемые проблемы. Российским компаниям принадлежит всего 31% акций КТК.
Мировой рынок
Фото © Shutterstock
Ситуация с нефтью и нефтепродуктами на мировом рынке и так нестабильная. Резкий скачок цен изначально был вызван началом специальной операции российских войск на Украине, теперь коррективы внесла природа.
Сейчас цена нефти уже приближается к 120 долларов за баррель, а частичный вывод из строя комплекса в Новороссийске может ещё больше поднять стоимость чёрного золота. Крупнейшими партнёрами КТК были организации из Италии, США, Китая, Турции, Франции и Испании.
— Поломка на КТК добавляет нервозности рынку, потому что и так наблюдается дефицит. Кроме этого, растут цены из-за риска введения ограничений на закупку российской нефти в Европе. Это всё толкает цены вверх. Ещё нужно посмотреть на поведение Казахстана. Теоретически он может перенаправить части нефти в Усть-Лугу и Баку, а оттуда — к Средиземному морю через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, где будет погрузка на танкеры, но это дорогой путь. В любом случае этот дополнительный фактор создаёт риск увеличения дефицита предложения на мировом рынке, и от этого цена растёт, — пояснил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
Остановка работы на одном из крупнейших морских терминалов даст скачок стоимости, но пока его оценить сложно. Для стабилизации на мировом рынке необходимо скорейшим образом провести ремонт на мощностях Каспийского трубопроводного консорциума. В этом заинтересованы не только российские нефтяники, но и иностранные. Зарубежным компаниям нужно помнить, что от нехватки нефтепродуктов прежде всего страдают простые граждане, которые и так уже недовольны ценами.
Повлияет ли остановка работы КТК на мировые цены?