Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Добро пожаловаться: Куда обращаться, если магазин завышает цены

Антимонопольная служба объявила, что будет наказывать торговые сети за необоснованное повышение цен. Как и куда россиянам жаловаться на высокие цены, разбирался Лайф.

30 марта 2022, 21:40
5283
Обложка © Shutterstock

Обложка © Shutterstock

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела ряд проверок, в ходе которых выяснила, что за последние недели имели место случаи, когда товары повышенного спроса на складах торговых компаний имелись, а на полки магазинов их выставляли с ограничениями по количеству или с завышенной наценкой. При этом в тех случаях, когда оперативные проверки были проведены в связи с поступившими жалобами граждан, цены на полках проверяемых магазинов вдруг почему-то были изменены в сторону снижения.

Представители компаний-ретейлеров заявляют, что на самом деле дефицита нет, а во всём виноват ажиотажный спрос, при этом от комментариев по поводу реального роста цен они уклоняются. Однако, согласно данным Росстата, цены с 12 по 18 марта, например, на сахар в среднем по стране выросли на 13,8%, а в некоторых регионах — на целых 37,1%; соль и чай в среднем подорожали на 4%, а гречка — на 3,3%, рис — на 3,9%. Из овощей сильнее всего подорожал репчатый лук — на 13,65%, а также помидоры на 8,2%, добавилась цена у капусты на 6,36% и у моркови на 5,55%.

Запрет на завышение цен и создание искусственного дефицита товаров предусмотрен действующим законодательством (статьёй 10 закона 135-ФЗ "О защите конкуренции". — Прим. Лайфа), однако торговые сети не слишком опасаются предусмотренных за его нарушение санкций (согласно статье 14.31 КоАП, штраф в размере 0,01–0,15% от выручки. — Прим. Лайфа). Ведь этот штраф налагается на юрлицо-магазин, а не на всю сеть, и в итоге сумма потерь по сравнению с возможной прибылью от манипуляций невелика. Вот если бы для исчисления штрафа в расчёт принимались обороты по всей группе компаний, включая подконтрольные ретейлерам фирмы-посредники, то отношение к таким санкциям у нарушителей было бы другим, — разъяснил адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.

Варианты применения более строгих мер к монополистам, которые манипулируют ценами, предлагались уже неоднократно. Более того, в Госдуму внесён законопроект об ограничении наценки на некоторые виды товаров, который предполагает введение жёсткого госконтроля за всеми торговыми наценками относительно не только так называемых социально значимых товаров, но и за производными из этих самых товаров, например цены на сахар и соль должны быть учтены в конечной цене хлебобулочных изделий, а цена на питьевое молоко может влиять на стоимость сливочного масла.

Кроме того, в Совете Федерации создана специальная группа по мониторингу цен во всех регионах РФ. Сенаторы изучают отчёты Минпромторга и ФАС о сложившейся ситуации, на апрель назначен отчёт правительства. Ожидается, что по результатам работы группы будет принято обращение к главам субъектов РФ.

Но пока решения по изменению антимонопольного законодательства нет, ФАС и другие контролирующие органы наиболее эффективно и быстро действуют посредством проверок по конкретным жалобам россиян.

В связи с этим каждому потребителю при обращении в магазин стоит знать о своих правах.

Если вы заметили, что торговая точка реализует свой товар по завышенным ценам либо размещает рекламу, которая содержит обман, быстрее и проще всего уведомить о подобных нарушениях ФАС через специальную онлайн-форму на сайте ведомства (https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-po-cenam).

При этом, стоит помнить, что:

  • потребитель имеет право фотографировать витрины с товаром и ценниками (пункт 2 Правил продажи товаров в РФ);
  • цена входит в перечень обязательной информации о товаре и в магазине ценник является публичной офертой, если на кассе объявляют о необходимости заплатить больше, чем указано на ценнике, то покупатель обязан заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике (рекомендации Роспотребнадзора);
  • оформление ценников на товары с указанием разных величин и цены со скидкой более крупным шрифтом, чем цена без скидки, также противоречит интересам потребителей (Постановление ВС РФ № 307-АД15-7060).

Иногда возникают ситуации, когда товар на полках в магазине есть, а его отказываются продавать, например под предлогом "возможного изменения цены". Тут стоит помнить, что любой товар, который находится в магазине в открытом доступе, должен быть продаваем всем покупателям, если отказывают, то следует уведомлять Роспотребнадзор. Удобнее и проще всего это делать, заполнив форму на сайте ведомства rospotrebnadzor.ru.

Кроме того, пожаловаться на ценовые и прочие нарушения торговых компаний можно и в прокуратуру. Сделать это проще всего через портал "Госуслуги", либо заполнив форму обращения в прокуратуру своего региона.

https://static.life.ru/publications/2022/3/27/503562661246.7884.jpeg

Фото © ТАСС / RBC / Олег Яковлев

Есть ли у вас поводы для жалобы в ФАС?

0
Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!