Банки незаметно ввели незаконные комиссии: Как с ними бороться
Вопреки рекомендациям ЦБ некоторые банки установили высокие комиссии за онлайн-платежи и переводы. Можно ли распознать переплату, и как её вернуть.
Обложка © ТАСС / Пименов Роман
Совет директоров Центробанка своими решениями установил нулевой тариф для банков, работающих в Системе быстрых платежей (СБП). А также закрепил предельно допустимый размер платы — не более 1% от суммы операции, которую кредитные учреждения могут брать с клиентов при оплате ими продуктов питания, некоторых видов потребительских товаров, услуг связи, коммунальных услуг, лекарств, медуслуг, пассажирских перевозок, образовательных услуг, проживание в гостиницах и услуг организаций культуры. Кроме того, ЦБ выпустил методические рекомендации, которые предписывают банкам воздерживаться от применения мер повышенной тарификации в отношении максимально широкого спектра экономически обоснованных операций.
По идее, весь этот комплекс мер должен или совсем отменить комиссии, которые банки так любят устанавливать по переводам россиян, или хотя бы снизить поборы до минимума. Но в реальности некоторые банки ищут любые лазейки, чтобы взять с клиентов комиссию побольше.
Секрет от "Альфы"
С середины марта клиенты "Альфа-банка" внезапно обнаружили, что с них стали брать комиссию за перевод денег на счета в другие банки — 1,95% от суммы, но не менее 30 рублей. Причём узнать об этом заранее нельзя, поскольку "Альфа-банк" в момент оформления перевода не уведомляет клиента о размере комиссии. Лишь через несколько дней банк молча снимает деньги. Представители банка, конечно, уверяют, что вынуждены были ввести такую комиссию из-за сложившейся политико-экономической ситуации, и рассказывают, что об изменениях в тарифах уведомляли клиентов посредством push-уведомлений в мобильном приложении. Но то ли эти самые уведомления реально пока не до всех дошли, то ли банк сэкономил на их массовой рассылке.
При этом в случае разбирательства от банка следует традиционный ответ: мол, всё по тарифам, с которыми вы априори согласились, подписав с нами договор.
Фото © Shutterstock
— К сожалению, это классический случай, когда рекомендация ЦБ, выраженная в общих фразах типа "повышенная тарификация", банками не воспринимается, — пояснил адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов Москвы Дмитрий Шагин. — И с юридической точки зрения привлечь банк к ответственности очень сложно, ведь действительно в договоре об обслуживании указано, что клиент заранее согласен со всеми банковскими тарифами. То есть даже в случае судебного разбирательства гражданину придётся доказывать злоупотребление в виде ненадлежащего информирования, что проблематично.
Конечно, если, например, ЦБ выразит свою оценку таким действиям, то банк как минимум найдёт способ доступного информирования. Хотя это будет ему не на руку. Во-первых, это затратно. Во-вторых, общедоступная информация о комиссиях может повлиять на эмоциональный переход клиентов в другие кредитные учреждения. На сегодня из "альфа-ситуации" есть два выхода: либо сберечь время, нервы и учесть на будущее, что из приложения "Альфа-банка" без опаски лучше деньги не переводить, либо попытаться вернуть списанную комиссию по индивидуальному заявлению. Известны случаи, когда россиянам это удавалось, но многое зависит от желания того менеджера банка, к которому попадёт ваша жалоба, пойти вам навстречу.
Возврат комиссии только при изучении тарифов
Еще более "интересный" подвох поджидает клиентов ОТП-банка, которые вдруг стали "попадать" на комиссии при оплате услуг ЖКХ, при операциях посредством сканирования QR-кодов, размещённых в квитанциях. Оказывается, в этом случае система банка считает операцию не оплатой, а переводом, поэтому автоматически насчитывает комиссию, а при оплате с кредитной карты — проценты.
Кстати, сотрудники банка даже не отрицают, что в тарифах их кредитной организации не отражена информация о том, что оплата через сканирование QR-кода (по правилам ОТП-банка) считается неким переводом с обязательной комиссией. Более того, в тех случаях, когда клиенты составляли в банк грамотное обращение, удержанные по такой операции деньги возвращали. Правда, это происходило, если клиенты самостоятельно разбирались в тех списаниях, что были проведены с их карт, и доказывали менеджерам банка свою правоту со ссылкой на действующие банковские документы. А про возврат подобных комиссий менее финансово грамотным клиентам ничего не известно.
— В этой ситуации присутствует не только игнорирование рекомендаций ЦБ РФ, но и прослеживаются признаки нарушения положений законов "О национальной платёжной системе" и "О защите прав потребителей", — утверждает адвокат Адвокатской палаты Калининградской области Александр Поляков. — Конечно, банк обязан заранее информировать своих клиентов о всех возможных комиссиях. И если это не делается, то это нарушение и требований регулятора, и закона.