Появился новый фактор влияния на топливный рынок: Как изменятся цены на бензин и дизель в апреле
В конце марта — начале апреля курс рубля заметно вырос. Этот фактор может повлиять и на топливный рынок. На каких отметках остановятся цены на бензин и дизель?
Обложка © ТАСС / Александр Рюмин
От чего сейчас зависят цены на бензин
В марте снижение оптовых цен по некоторым сортам топлива составило порядка 10–12%. Это вызвано тем, что крупные нефтеперерабатывающие компании сократили экспорт на фоне санкций. Из-за эмбарго на продажу нефти в хранилищах образуется излишняя продукция, которая идёт на внутренний рынок вместо внешнего. Это привело к заметному росту предложения, благодаря чему в начале марта снизились оптовые цены, а следом к концу месяца — и розничные. Об этом рассказал финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев.
— Хотя падение стоимости бензина на оптовых рынках существенное, АЗС не сильно торопятся снижать цены. Так, например, по данным Росстата, цены на топливо в рознице снизились в 26 регионах России. Больше всего в Ямало-Ненецком автономном округе — на 1,4% за литр бензина. В среднем по России снижение составило четыре копейки за литр. Это вызвано тем, что в цену товара входит не только оптовая стоимость, но и другие составляющие. Среди них: затраты на транспортировку, цены на энергоносители и комплектующие, налоги, зарплата персонала и так далее. И если эти составляющие растут, то и ценники на заправках могут не снизиться, а повыситься, — добавил Владимир Сагалаев.
Другой немаловажный фактор образования цены — соотношение спроса и предложения. Поэтому, если изменение цены вызвано резким скачком предложения, то при восстановлении баланса она должна вернуться к прежнему уровню. Это значит, что как только компании продолжат экспорт нефтяной продукции, то и дисконт пропадёт.
— Несмотря на снижение оптовых цен, АЗС вынуждены учитывать повышенную стоимость кредитов, которая вызвана увеличением ключевой ставки ЦБ до 20%. В большинстве случаев они покупают топливо у НПЗ и нефтебаз в кредит, а после реализации продукции образовавшейся выручкой гасят задолженность, — рассказал Владимир Сагалаев.
Фото © ТАСС / Александр Рюмин
Сейчас появился ещё один фактор, влияющий на топливный рынок. Доллар начал дешеветь к рублю. Дисконт на российскую нефть и нефтепродукты достигает 30 долларов за баррель, то есть она продаётся не за 105–110, что является рыночной стоимостью, а за 75–80 долларов. Об этом рассказал специалист Департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов.
— Нефтяникам нужно искать новые рынки сбыта. Один из них уже найден — это Индия, и туда постепенно потечёт российская нефть по достаточно удобным ценам для обоих государств как раз около 80 долларов. Второй рынок — внутренний, то есть итоговый российский потребитель. За местных покупателей растёт конкуренция на АЗС. К тому же сказывается негласное распоряжение властей о том, что цены в кризис поднимать не стоит. Всё это постепенно затормозило рост стоимости бензина и дизельного топлива на заправках и спровоцировало её небольшое снижение, — отметил Николай Вавилов.
Прогноз цен на бензин
Николай Вавилов считает, что в апреле сохранится тренд марта. Цены на заправках будут держаться на нынешних уровнях и даже незначительно снижаться.
— Крайне маловероятно, что цена может повыситься: дальше мартовских максимумов она точно не уйдёт. Более реальным выглядит сценарий дальнейшей коррекции цен на заправках, то есть снижение в пределах 1–2%, — заключил Николай Вавилов.
Владимир Сагалаев считает, что нынешнее понижение цен на АЗС не носит общесистемного характера. Это кратковременное явление.
— Учитывая всё это, можно прогнозировать, что в апреле средние по стране розничные цены на дизель будут стабильными примерно в таком же ценовом диапазоне, что и в марте. При этом бензин может даже немного подорожать, — полагает Владимир Сагалаев.
Сейчас российский сорт нефти Urals из-за низкого спроса на Западе торгуется с большим дисконтом. Этот фактор практически нивелирует для отечественных производителей рост стоимости нефти на мировом рынке. Наполнение внутреннего рынка из-за сокращения экспорта и снижение стоимости российской нефти для иностранных покупателей — главные факторы снижения стоимости бензина и дизеля в стране. На этот момент обратил внимание руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Но, по его словам, одновременно эта ситуация приводит к тому, что в стране НПЗ сокращают производство, а ближе к маю начнутся традиционные плановые ремонты на предприятиях. Соответственно, ситуация профицита на внутреннем рынке может подойти к концу. Тем более что сейчас начинается высокий сезон у сельхозпроизводителей, увеличится спрос на топливо у автомобилистов (как всегда бывает перед майскими праздниками и летом).
— Снижение цен может оказаться временным явлением. Скорее всего, в апреле стоимость бензина и дизеля снова начнёт расти. Цены вернутся к тем же уровням, которые мы наблюдали в феврале, когда Аи-92 стоил больше 50 рублей за литр, а Аи-95 подобрался к 55 рублям за литр, — считает Артём Деев.
Тем не менее аналитики сходятся во мнении, что укрепление курса рубля и тренд на стабилизацию обстановки на финансовых рынках положительно скажутся и на топливных ценах. Резких скачков здесь ждать не стоит. Заметного подорожания топлива на рынке в любом случае не ожидается.
Как вы считаете, продолжит ли бензин дешеветь?