Хитрые квитанции: Как не переплатить за коммуналку
Что делать, если показания счётчиков не совпадают с теми, что указаны в квитанции на оплату, — разбирался Лайф.
Обложка © Shutterstock
Обязанность собственников платить за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) установлена законом. И поэтому граждане ежемесячно получают соответствующие квитанции, на основании которых они оплачивают ЖКУ. Расчёт указанной в платёжках суммы осуществляют коммунальные или ресурсосбытовые компании на основе показаний приборов учёта, переданных самими пользователями, — такой порядок закреплён в Правилах предоставления коммунальных услуг. Однако в некоторых случаях в присланных расчётных документах фигурируют совсем не те данные, которые передал потребитель, а как правило, несмотря на показатели счётчиков, расход указан больший, чем есть на самом деле. При этом те, кто выставил счёт, настаивают на оплате именно той суммы, которую они указали.
До недавнего времени доказать, что управляющие компании и поставщики коммунальных ресурсов неправы, было чрезвычайно сложно. Но сейчас практика изменилась, и в случае требований оплаты за реально не полученные ресурсы можно не только избежать повышенных платежей, но и получить компенсацию. В ряде ситуаций для этого даже не понадобится обращаться в суд.
Исправление ошибки плюс компенсация
Проблемы с возможными неверными начислениями могут возникнуть практически у любого владельца квартиры, и чаще всего это вызвано не умыслом управляющей компании, а нежеланием вовремя исправить ошибку. Именно так произошло у Алексея, который живёт в Петербурге. В феврале ему пришла квитанция с указанием задолженности за холодную и горячую воду, при этом его управляющая компания (УК) подсчитала, что Алексей за месяц якобы израсходовал порядка 1300 кубометров этих ресурсов. На доводы молодого человека, что такой объём не соответствует показаниям квартирных счётчиков, УК не отреагировала. Тогда Алексей обратился с жалобой в Контрольное управление Администрации Санкт‑Петербурга. По его заявлению была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что молодому человеку выставили счёт за месячный расход всего дома, в котором он проживает. В итоге по требованию администрации коммунальщики выполнили перерасчёт, а Госжилинспекция дополнительно вынесла предписание УК оплатить штраф.
— Ошибки при начислениях иногда случаются, но любая управляющая компания сама заинтересована в скорейшем их исправлении, иначе это для неё может обернуться вполне реальными штрафами, — на условиях анонимности рассказал сотрудник из ГБУ "Жилищник" города Москвы. — В большинстве случаев всё решается перерасчётом платежей в течение недели со дня поступления заявления от собственника. В отдельных ситуациях, например, такой, как у Алексея, УК может направить специалиста, чтобы он проверил целостность пломб и исправность квартирных и общедомовых счётчиков и зафиксировал снятые показания в акте, на основании которого будут вноситься корректировки.
Фото © Shutterstock
И действительно, согласно пункту 155.1 Правил предоставления коммунальных услуг, если будет выявлено необоснованное увеличение платы, то УК обязана уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения. Чтобы получить компенсацию, потребителю следует обратиться с заявлением в УК, которая в течение 30 дней должна дать ответ о выявлении нарушения (полностью или частично) и о выплате потребителю штрафа (полностью или частично) путём снижения размера платы в будущих периодах.
Если УК этого не сделает, то рискует в дополнение к штрафу в пользу потребителя получить ещё и взыскание от Госжилинспекции, предусмотренное статьёй 19.4. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Разбираемся с "электроначётом"
Москвичка Екатерина всегда передавала показания электросчётчика в срок. Но с нового года она стала замечать, что в приходящих квитанциях указывается не совсем тот объём ресурсов, который она потребила. В разные месяцы ей "плюсовали" от 5 до 20 лишних киловатт-часов. Не желая переплачивать, Екатерина обратилась в компанию, от чьего лица ей выставлялись счета за электричество. И получила ответ, что, мол, данные, указанные в её платёжке, сформированы на основе информации от контролёра-обходчика и именно они являются приоритетными для расчётов. Екатерина подала жалобу на сайте Роспотребнадзора. И буквально через две недели девушка обнаружила в своём почтовом ящике квитанцию от энергетиков с корректировкой платежей и расчётом переплат.
— Как правило, если энергоресурсы поставляются не через УК, а напрямую, то урегулировать спорные ситуации проще. Потребитель обязан платить только за месячное потребление, зафиксированное электросчётчиком. И отговорки энергокомпании о неких данных, полученных ею от своего контролёра, состоятельны только в том случае, если была проведена реальная проверка с оформлением соответствующих документов и получением подписи собственника в журнале. А если процедура не соблюдалась, то счёт должен быть выставлен строго на основании данных, переданных потребителем, — пояснил адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин (так закреплено в подпункте "г", пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг утв. Постановлением Правительства РФ № 354. — Прим. Лайфа).
Как отстоять свои права
Обычно на проблемы с завышенными счетами за коммунальные услуги жалуются в Госжилинспекцию или местное управление Роспотребнадзора. Но стоит иметь в виду, что данные организации будут рассматривать обращение только при наличии письменного ответа от УК или ресурсосбытовой компании (хотя бы в виде СМС-сообщения). А вот жалоба в Контрольное управление администрации города может быть принята, даже если УК вообще не отвечает. Однако вам самим обращение нужно подавать только в бумажном виде.
Фото © Shutterstock
Чтобы не запутаться в действиях, нужно помнить о нескольких правилах.
Во-первых: для проверки платёжки на наличие ошибки достаточно показания квартирного счётчика умножить на тариф и сравнить с теми, что указаны в платёжном документе. Кстати, тариф обязательно должен быть указан прямо в квитанции на оплату. А плата за содержание дома и придомовой территории определяется как тариф, умноженный на количество квадратных метров, принадлежащих собственнику.
Тут стоит обратить внимание на некоторые тонкости:
- Поставщик услуг обязан принимать показания не позднее 25-го числа, но, согласно пункту 34 правил № 354, у потребителя такой обязанности нет, поэтому, если данные счётчиков указаны после 25-го, может возникнуть ситуация, когда показания учтены неверно, однако это не значит, что они не должны быть исправлены в следующей платёжке.
- Повышенный платёж за потреблённые ресурсы всё-таки может быть установлен, но только в случае, если у прибора учёта истёк срок поверки и начисления происходят по нормативу.
Во-вторых: если выявили ошибки и не согласны за них платить, придётся обращаться со своей платёжкой к той организации, которая выставила счёт, и требовать уточнения по каждой строчке. Лучше это делать письменно, тогда у тех, к кому вы обратились, появляется обязанность всё исправить в течение текущего платёжного периода, либо им надо быть готовыми выплатить вам штраф в виде пересчёта будущих платежей в меньшую сторону.
Пока практика показывает, что примерно в половине случаев управляющие компании добровольно исправлять свои ошибки не спешат, значит, придётся жаловаться в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор или Контрольное управление администрации города. Либо защищать свои интересы через суд. Последнее — более хлопотно, но зато судебное решение можно поручить исполнять приставам. И в этом случае компенсация может быть не в виде пересчёта будущих платежей, а в рублях.
Часто ли вы получаете платёжки с ошибками?