Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Богатая история района Савёловский

Чем примечателен в истории столицы комфортный и интересный для познавательных прогулок район, в котором смешались Чехия, Царская дорога и первый московский электрический трамвай.

21 апреля 2022, 21:40
5455
Обложка © ТАСС / Андрей Гордеев

Обложка © ТАСС / Андрей Гордеев

Удивительная история. Несмотря на то что название района пошло от Савёловского вокзала, сам вокзал располагается в соседнем районе — Бутырском. Впрочем, это не помешало разместить на гербе Савёловского вокзальную символику — изображение колеса паровоза, шестерёнки и гаечного ключа.

Конечно, близость железной дороги сказывается: в 1890-х годах по территории нынешнего Савёловского района была проложена железнодорожная ветка, соединявшая Николаевскую (позже Октябрьскую) и Александровскую (Белорусскую) железные дороги. Это был так называемый императорский путь. На эту ветку переводили поезда венценосных особ, которые следовали до ближайшего к Петровскому дворцу Смоленского вокзала (сейчас — Белорусского). Ветку так и называли — Царская.

Вид на Савёловский вокзал. До 1917 года. Фото © Wikipedia

Вид на Савёловский вокзал. До 1917 года. Фото © Wikipedia

В Савёловском районе есть чешский уголок. В 1970-е годы здесь появились кинотеатр "Прага" и площадь Зденека Неедлы. После его реконструкции по программе "Мой район" в 2022 году на этом месте откроют одноимённый районный центр. Площадь назвали так в честь 100-летия со дня рождения чехословацкого учёного-историка, ведь его жизнь была тесно связана с Москвой. Он жил в столице и преподавал в Московском университете.

На Вятской улице по соседству располагается ряд бывших промышленных построек: бывший клуб для рабочих косметической фабрики "Свобода", отстроенный в 1929 году в стиле конструктивизма (нынешний вид здания — результат масштабной реконструкции), и особняк местного промышленника Густава Келлера 1909 года в стиле модерн.

Клуб фабрики "Свобода", 2017 год. Фото © Wikipedia

Клуб фабрики "Свобода", 2017 год. Фото © Wikipedia

Дополняют индустриальную тематику кирпичные строения бизнес-парка "Фактория", на месте которого до 1990-х годов находилась шёлкопрядильная фабрика "Пролетарский труд".

В 1899 году через район прошёл первый московский электрический трамвай. Он был запущен из депо на улице Нижняя Масловка по маршруту от современной Пушкинской площади до Петровского парка. Первый трамвай ходил с интервалом 14 минут с восьми утра до восьми часов вечера. Билет стоил шесть копеек.

Бутырский трамвайный парк на Нижней Масловке, 1899 год. Фото © Wikipedia

Бутырский трамвайный парк на Нижней Масловке, 1899 год. Фото © Wikipedia

Внутри салона располагались две длинные скамьи с 20 местами для сидения летом и 18 — зимой. На передней и задней площадках размещалось электрооборудование для управления вагоном, здесь же можно было ехать стоя. Максимальная скорость движения в то время составляла 25 вёрст в час (27 км/час).

Пуск первого московского электрического трамвая, 1899 год. Фото © Wikipedia

Пуск первого московского электрического трамвая, 1899 год. Фото © Wikipedia

В военные годы этот трамвайный маршрут использовался по большей части как грузовой для перевозки продовольствия и топлива, а в 1970-х был ликвидирован за ненадобностью.

На карте района можно найти улицы, которые "делят" один праздник на троих. Это улица 8 Марта, а также 1-я и 4-я улицы 8 Марта. Раньше они назывались Истоминским проездом и 1-й и 4-й Истоминскими улицами соответственно, а в 1930-е годы получили нынешние имена в честь Международного женского дня.

Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!