Наметились перемены на топливном рынке: Сколько будет стоить бензин в мае

В мае начнётся рост спроса на топливо. При этом в апреле бензин и дизель во многих регионах подешевели. Как цены отреагируют на сезонный фактор, кто получит топливные льготы и каких цен ждать на АЗС?

25 апреля 2022, 00:40

Обложка © ТАСС / Руслан Шамуков

Какие тенденции наметились на топливном рынке

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое обязывает нефтяников продавать больше топлива на бирже. Это касается и бензина, и дизеля. Таким образом, в правительстве поддержат стабильную ситуацию на внутреннем рынке. Понижаются риски монопольного ценообразования. Соответственно, регулируется стоимость топлива на АЗС. Теперь минимальная доля продажи бензина на бирже составит 12%, а дизеля — 8,5%. Раньше эти показатели были на 1% меньше.

По данным Росстата, за неделю с 9 по 15 апреля бензин подешевел в 23 регионах России. Больше всего цены снизились в Хабаровском крае и Ямало-Ненецком автономном округе — на 0,8 и 0,7 процента соответственно. Есть регионы, где топливо несколько повысилось в цене. В Псковской области бензин подорожал на 0,2%, в Крыму и Республике Адыгея на 0,1%. В Москве и Санкт-Петербурге цены за неделю не изменились.

Средняя стоимость бензина марки АИ-92 в России составила 47,4 рубля за литр, АИ-95 — 51,43, АИ-98 — 60,15, дизеля — 54,59.

Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко

— Да, снижение цен на топливо можно наблюдать во многих регионах. При этом важно отметить, что оно носит не скачкообразный, а плавный характер. Скорее всего, эта тенденция ещё некоторое время будет сохраняться — и рынок вернётся к значениям середины 2021 года, — рассказал первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.

Снижение цен на бензин и дизельное топливо — это результат профицита на внутреннем рынке. На фоне санкций снизился экспорт этих товаров за рубеж, что в результате привело к резкому увеличению товарных запасов и снижению оптовых цен на топливо на бирже, а следовательно, перешли к снижению и розничные цены на АЗС. Но такая ситуация имеет и негативное последствие — отечественные НПЗ раньше срока начинают остановку производств на плановые ремонты (это происходит в мае). Возможно, что будут пересмотрены и планы по выпуску продукции в сторону понижения (экспорта нет, а внутреннее потребление сравнительно стабильно). Об этом рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Сколько будет стоить бензин и дизельное топливо в мае

Цены на дизельное топливо зависят, помимо внешних факторов, ещё и от сезонности. Дело в том, что сельхозтехника работает именно на дизеле. Поэтому сейчас спрос на него увеличится — и, соответственно, цена может немного приподняться.

Фото © ТАСС / Юрий Смитюк

И вот тут вступает в силу государственная поддержка сектора. Например, льготные условия кредитования для закупок топлива у поставщиков. Уже сейчас можно заметить, что летние контракты на закупку топлива владельцами АЗС в цифровом исчислении весьма адекватны на фоне общего роста цен в других отраслях. Дальнейшая динамика цен на топливо во многом будет зависеть от увеличения объёмов продаж на внутреннем рынке, — пояснил Павел Сигал.

Артём Деев отметил, что ситуация, когда потенциально спрос будет расти, а товарные запасы начнут быстро сокращаться, всегда ведёт к росту цен. Именно это наверняка и произойдёт уже в мае, когда россияне начинают более активно передвигаться по стране во время майских праздников и в начале отпускного сезона. По его мнению, средние цены на бензин и дизель понемногу поползут вверх. В мае стоимость бензина АИ-92 может составить в среднем по стране 48 рублей, АИ-95 — 52, АИ-98 — 61, а дизеля — 55.

Большого роста цен на бензин ждать не стоит. Это стратегически важный продукт для России, и власти не дадут ему резко подорожать. Такое мнение высказал специалист департамента стратегических исследований Total Research Михаил Оганезов.

Факт того, что цены не только не растут последние месяцы, но и очень медленно сползают вниз, вполне логичен. Сейчас идёт перераспределение мощностей на внутренний рынок и борьба между нефтяными компаниями за потребителя. Конкуренция заставляет компании идти на небольшие скидки, постепенно сокращая цену. Плюс не нужно забывать, что демпферный механизм по-прежнему работает. То есть получается, что нефтяным компаниям в целом выгодно продавать топливо и в России, — пояснил Михаил Оганезов.

По его словам, все необходимые меры поддержки уже были приняты — от налоговых льгот и послаблений до поддержки малого бизнеса, которым является заправка, когда она зарегистрирована как дочернее предприятие нефтедобытчика.

Если говорить непосредственно о том, что будет с ценами, то какие-то серьёзные скачки крайне маловероятны. Скорее всего, можно будет увидеть движение в районе 1% как вниз, так и вверх, но не более того. Даже несмотря на старт сезона с высоким спросом, — заключил Михаил Оганезов.