Своя ракета, свой космодром: В чём главный смысл строительства "Ангары"
Эксперты объяснили Лайфу, почему российский космос постепенно отказывается от проверенных "Протонов".
Макет ракеты-носителя "Ангара" на космодроме Плесецк. Обложка © ТАСС / Михаил Джапаридзе
Из чего состоит ракета "Ангара"
Это собранные недавно в Омске топливные баки для первой и второй ступеней будущей "Ангары-А5". Их заполнят кислородом и керосином для двигателей РД-191 от НПО "Энергомаш".
Топливные баки для ступеней ракеты "Ангара". Фото © ГКНПЦ имени М.В. Хруничева | ПО "Полёт" (khrunichev.ru)
Надо сказать, что первая и вторая ступени у всех носителей серии "Ангара" представляют собой одно и то же: это конструктор из совершенно одинаковых универсальных ракетных модулей, а именно — УРМ-1. Вся разница — в их количестве. Первая ступень — это боковые модули, а тот, который посередине между ними, — это вторая.
В качестве третьей ступени у всех — один-единственный универсальный ракетный модуль 2 (УРМ-2) уже с другим движком: РД-0124А от Воронежского КБ "Химавтоматика", тоже на керосине и кислороде. Кстати, РД-0124А — первый отечественный ракетный двигатель, сделанный после развала СССР, и притом, как заверили разработчики, по своей экономичности превосходит не только двигатели SpaceX, но и вообще все остальные двигатели в мире.
Так вот, арифметика такая: один УРМ-1 плюс один УРМ-2 равно лёгкая ракета "Ангара-1.2", поднимающая на орбиту 3,5 тонны полезного груза. Если берём не один, а сразу три УРМ-1 и один УРМ-2 — это уже "средняя" "Ангара-А.3" на 14 тонн. А если видим целых пять УРМ-1 и один УРМ-2 — значит, это уже тяжёлая "Ангара-А.5" с грузоподъёмностью в районе 25 тонн. И есть ещё один вариант: на верхний УРМ-2 вместо керосинового двигателя поставить водородный РД-0150, его сейчас пока только разрабатывают, и тоже в Воронеже. И тогда мы получим ракету, которая может поднять все 38 тонн — "Ангару-А.5В".
Макеты носителей серии "Ангара". Фото © Wikipedia / Allocer
Ракеты надо делать периодически заново, даже если старые вас устраивают. Это связано с тем, что ваши конструкторские бюро должны постоянно совершенствоваться. Их нужно держать в тонусе, для этого надо постоянно что-то делать новое. Потому что если они будут заниматься только модернизацией старого, то они быстро очень потеряют квалификацию
Как идёт производство "Ангары"
В Омске сейчас делают лёгкую и тяжёлую версии. Там находится производственное объединение "Полёт", которое в 2007 году стало филиалом расположенного в Москве Центра Хруничева. Пока они собирают "Ангару" общими усилиями, но есть план в ближайшие годы полностью перевести производство этих носителей в Сибирь. Для этого в 2024 году на заводе предстоит оборудовать дополнительные 140 тысяч квадратных метров производственных площадей, открыть три новых цеха, установить там 400 единиц новой техники. Благодаря всему этому рассчитывают удвоить объёмы производства: сейчас "Полёт" может в год выпускать четыре тяжёлые "Ангары" и одну лёгкую, после модернизации будет способен, соответственно, на восемь носителей "Ангара-А.5" и две "Ангары-1.2".
Почему хотят всё делать в Омске: во-первых, там есть оборудование для так называемой фрикционной сварки, то есть сварки трением, её считают самой прогрессивной и надёжной. Во-вторых, Омск примерно на одинаковом расстоянии и от Восточного, и от Плесецка. На обоих космодромах сейчас возводят стартовые комплексы под "Ангару", притом универсальные — с них можно будет запускать любые ракеты серии, а не только какую-то одну версию. В-третьих, как подсчитали пару лет назад в Центре Хруничева, после модернизации "Полёта" сборка ракет в одном месте удешевит процесс больше чем в полтора раза: сейчас каждый экземпляр обходится в семь миллиардов рублей, а будет стоить четыре.
В Омске вообще всё дешевле, чем в Москве. Надо же считать и альтернативные издержки. Основные производственные мощности ГКНПЦ имени Хруничева, который производил "Протоны" и производит "Ангару", находятся не просто в Москве, а в самом центре Москвы. На другом берегу от "Москвы-Сити", в парке "Фили". Это не просто центр, это золотое место, поэтому размещать здесь производственные цеха — это странно, и с этой точки зрения производство надо переводить в другое место
По мнению главы Института космической политики Ивана Моисеева, главный практический смысл "Ангары" сейчас — заменить "Протоны". И здесь возникает такой вопрос: дело в том, что даже при таком раскладе (четыре миллиарда за сборку ракеты) "Ангара" всё равно вдвое дороже "Протона", который, по подсчётам, построить стоит около 2,3 миллиарда рублей. А "Протон", к слову, 20 тонн поднимает. Так почему эпоха "Протонов" клонится к закату?
Сотрудник в цехе сборки семейства ракет-носителей "Ангара" на территории Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев
Казахстан с самого начала своего существования всегда резко выступал за ограничение и потом запрещение полётов "Протонов" из-за ядовитости топлива ("Протоны" летают на гептиле. — Прим. Лайфа). И есть договорённость закончить эксплуатацию "Протонов" в 2025 году
Как объясняют эксперты, каждую ракету строят с расчётом на то, откуда будут запускать, и "Протон" создан под запуски с космодрома Байконур. А у "Роскосмоса" сейчас стоит задача наладить пуски всего нужного ассортимента носителей с российской территории, чтобы ни от кого не зависеть и ни с кем ничего не выяснять.
Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с британским космическим аппаратом связи Inmarsat-5F3 на космодроме Байконур, Казахстан. Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов
"Ангара" создана не для рынка запусков, а для того, чтобы обеспечить России допуск на все орбиты с национальной территории, это её основная задача. Эту задачу она решает, и это хорошо. Задача "Роскосмоса" — не зарабатывать деньги, а обеспечивать вопросы национальной безопасности и технологическое развитие страны
Что будут запускать на "Ангаре"
По крайней мере, для одного важного дела эта ракета в любом случае понадобится: для доставки на орбиту тяжёлых спутников в интересах Министерства обороны. Далее — спутники ГЛОНАСС и исследовательские аппараты. К примеру, именно на "Ангаре" впервые с советских времён должна будет полететь на Венеру станция "Венера-Д", это орбитальный аппарат и спускаемый модуль. И, наконец, пилотируемый корабль нового поколения "Орёл", та самая бывшая "Федерация".
Макет космического пилотируемого корабля "Орёл" (прежнее название "Федерация") в новом здании Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге. Фото © ТАСС / Станислав Красильников
Этот корабль был задуман для российских межпланетных миссий, но они пока выглядят туманно. Есть проект строительства лунной базы у Южного полюса нашего естественного спутника — в тех краях, куда в этом 2022 году должны отправить станцию "Луна-25". По этому проекту для доставки туда всего необходимого для базы нужны будут несколько десятков запусков 38-тонной "Ангары" с водородной ступенью. Но опять же, ни самой ступени ещё нет, ни чёткой определённости в вопросе, нужно ли России освоение Луны.
У нас была программа полёта человека на Луну, и корабль "Орёл" в ней играл ключевую роль. Но эта программа была закрыта в 2015 году, отменена по экономическим причинам. И, соответственно, корабль повис в воздухе: для него нет задач
Как ранее объяснял Лайфу эксперт Игорь Маринин, корабль "Орёл" решили приспособить для полётов на околоземную орбиту: в своём классическом варианте он слишком тяжёлый и дорогой, поэтому для отправки космонавтов на МКС используют, так сказать, облегчённый вариант "Орла" — "Орлёнок".
Но опять-таки последние события наводят на размышления по этому поводу: пока "орлята" учатся летать, МКС чего доброго затопят. В "Роскосмосе" уже приняли решение, когда уходить со станции. Правда, какое — не говорят. Говорят только, что предупредят за год. Американцы надеются, что станция продержится до начала 2030-х годов. В любом случае это, судя по текущим воззрениям космических агентств, предел долгожительства Международной космической станции. Россия обратилась мыслями к созданию новой станции РОСС — уже не международной, а национальной. Но эта идея пока — на стадии эскизного проекта.
Ситуация такова, что надо ставить вопрос о целесообразности разработки этого корабля
Меж тем глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин недавно проанонсировал, что летом 2023 года планируют везти на Восточный сразу три собранные в Омске "Ангары": лёгкую "Ангару-1.2" для первого пуска, макет "Ангары-А.5" для наземных испытаний системы аварийного спасения "Орла" и лётный экземпляр тяжёлого носителя для первого тестового старта с новым кораблём. Это будет беспилотный запуск на орбиту без стыковки с МКС. Далее по плану — пуск уже с экипажем на борту, но снова без стыковки, следующий шаг — полноценный пилотируемый полёт со стыковкой. Чтобы новую космическую систему признали пригодной для доставки людей на орбиту, нужны пять успешных испытательных пусков.
Нужны ли России пилотируемые полёты на Луну?