Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Скользкий тариф: Как не переплатить за коммуналку

С начала года у многих россиян выросла сумма платежей за коммунальные и жилищные услуги. Оказывается, в ряде случаев это незаконно. Как отстоять свои права, разбирался Лайф.

11 мая 2022, 21:40
5071
Обложка © ТАСС / Владимир Смирнов

Обложка © ТАСС / Владимир Смирнов

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) повышаются каждый год. Обычно это происходит 1 июля, но в этом году многие россияне стали получать платёжные квитанции с повышенной суммой уже в январе. И, как выяснилось, в ряде случаев некоторые начисления оказались необоснованными.

Инфляция ни при чём. Просто жадность

Большинство граждан не знают, что жилищные и коммунальные услуги — это понятия разные и для них, соответственно, действуют разные законодательные акты, отсюда и разные подходы к тарификации. На самом деле коммунальными услугами являются горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление и вывоз мусора, также в эту группу входят электроснабжение и газоснабжение. Тарифы именно на коммунальные услуги устанавливаются Правительством РФ, и как раз их повышение происходит 1 июля. А вот к жилищным услугам относятся содержание и ремонт общего имущества жильцов, а также всевозможные "допы" в виде антенны, радиоточки, домофона и т.д. При этом тарифы на содержание и ремонт общего имущества должны быть согласованы собственниками жилья на собрании. И эти величины не должны превышать предельный размер, установленный органом местного самоуправления (так закреплено в подпункте 4 пункта 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ). Но на практике некоторые управляющие компании (УК) просто в одностороннем порядке повышают плату за содержание общедомового имущества, а в случае жалоб дают ответ, что, мол, повышение произошло в связи с инфляцией.

Например, так произошло в городе Череповце, где жителям многоквартирного дома пришлось оспаривать тарифы через суд, который вынес решение в пользу граждан. При этом управляющая компания, которая с 2019 года самовольно повышала плату за свои услуги, с решениями не в свою пользу не согласилась. Она дошла до Верховного суда, где получила определение, в котором высший судебный орган указал, что изменившийся уровень инфляции вовсе не является поводом, позволяющим УК повышать тарифы. Само собой, "управляйке" после получения такого судебного акта пришлось плату за свои услуги пересчитать в пользу жителей.

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

Содержание общедомового имущества — это не просто платежи на счёт УК, а оплата конкретных работ, связанных с благоустройством, обслуживанием, текущим ремонтом и т.д. Поэтому в каждом случае, когда действительно требуется увеличить расходную часть, нужно отдельное решение собрания собственников, оформленное специальным протоколом. Таковы требования закона, — пояснил заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин.

Неверный расчёт

Помимо ситуаций, когда УК поднимают плату за жилищные услуги в своих интересах, есть случаи, когда итоговая цифра в платёжке может вырасти из-за неправильного подхода УК к расчётам за пользование предоставленными ресурсами.

Такие случаи, как правило, происходят не вследствие желания УК заработать, а просто из-за их нежелания действовать в интересах жильцов обслуживаемого дома, — считает старший юрист компании "Европейский дом права" Залимхан Магомедов. — И хотя такой подход противоречит закону, к ответственности коммунальщиков в основном привлекают, только если их деятельностью заинтересуются надзорные органы либо в том случае, если конкретная история приобретает общественный резонанс.

Например, в Москве в феврале этого года некоторым владельцам квартир пришли месячные квитанции с требованием оплаты за отопление в размере сразу нескольких тысяч рублей. На претензии граждан многие УК ответили, что, мол, так получилось, потому что зима 2021 года оказалась холоднее, чем зима 2020-го.

После того как жители нескольких районов города обратились к столичным властям и те заинтересовались причинами возникновения ситуации, выяснилось, что в ряде случаев действительно имела место недоплата потребителей за длинный отопительный сезон. Но УК должны были не включать всю недополученную сумму в одну платёжку, а произвести расчёты с её распределением на все месяцы текущего года.

И не только с отоплением, но и со сбором платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов, и со взносами в фонд капитального ремонта ситуация подчас парадоксальная.

Фото © ТАСС / Алексей Белкин

Фото © ТАСС / Алексей Белкин

Несмотря на то что суммарно эти услуги, как правило, составляют около трети от итоговой суммы в квитанции, нередко УК, формирующая платёжный документ, вообще не стремится разбираться в правильности расчётов по этим позициям.

Этот подход обусловлен тем, что чаще всего управляющая компания не является конечным получателем средств за эти услуги, а выступает как некий посредник для других организаций. Мол, вот пусть они и разбираются, — рассказал адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — К сожалению, для плательщиков за услуги ЖКУ, которые получили завышенные требования, выхода всего два: или заранее самим обращаться в УК за перерасчётом и каждый раз получать справку о тарифах (это возможно при условии, что потребитель знает, когда и как надо делать такой перерасчёт. — Прим. Лайфа), или становиться участниками разбирательств с привлечением надзорных органов.

Как разобраться в ситуации и куда жаловаться

Некоторые управляющие компании при предъявлении им претензий по поводу возросших тарифов стараются "перевести стрелки" на ресурсоснабжающие компании, на региональные власти или на федеральное правительство. Однако на самом деле обязанность УК предоставлять информацию о всех услугах, за которые она собирает платежи, установлена статьёй 12 закона № 2300-1 "О защите прав потребителя". Поэтому, если вы заметили, что итоговая сумма в вашей платёжке увеличилась, можете требовать объяснений именно от своей УК. И лучше составить своё обращение в письменной форме. Один экземпляр передайте в управляющую компанию, а на втором попросите поставить отметку и оставьте себе.

Бывают случаи, когда УК не отвечает, тогда придётся составлять жалобу.

Во-первых, в Роспотребнадзор. В тексте заявления следует обязательно указать, когда и за какими сведениями обращались в свою УК. Жалобу можно подать через портал "Госуслуги", лично, отправить по почте или заполнить форму на сайте ведомства.

Следует иметь в виду, что Роспотребнадзор будет рассматривать вашу жалобу, если вы уже обращались к УК, но это заявление не рассмотрели или требование не удовлетворили.

Во-вторых, в прокуратуру. Это ведомство осуществляет надзор за соблюдением прав граждан. Если жалоба будет касаться необоснованных тарифов, то, как правило, потребуется подача бумажного заявления. Проверку проведут в течение 30 дней, а при необходимости судебного разбирательства прокурор может самостоятельно обратиться в суд в защиту ваших интересов.

В-третьих, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Эта служба как раз призвана контролировать, чтобы УК плату с жильцов взимала по установленным тарифам. Жалобу можно подать лично или через сайт.

https://static.life.ru/publications/2022/5/11/441207545924.0169.jpeg

Фото © ТАСС / Владимир Смирнов

У вас подорожала коммуналка?

0
Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!