Как банки будут возвращать украденные мошенниками деньги: Новые правила ЦБ
Центробанк намерен заставить кредитные учреждения возвращать гражданам деньги, похищенные с их карт. Как будут работать новые меры — разбирался Лайф.
Обложка © Shutterstock
По итогам 2021 года злоумышленники выманили с банковских карт и счетов россиян 13,5 млрд рублей, а возврат клиентам похищенных средств составил только 6,8% от этой суммы, такие данные приводит ЦБ в своём обзоре.
В связи с тем, что данная ситуация Банк России не удовлетворяет, его представитель заявил, что защитить граждан от действий финансовых злоумышленников планируется при помощи специального механизма, позволяющего при определённых условиях полностью компенсировать средства, переведённые россиянами на счета мошенников. Для этого предлагает ввести двухдневный "период охлаждения", в течение которого любой перевод можно будет отозвать.
На сегодняшний день Центробанк уже ведёт специальную базу данных о всех случаях перевода денег без согласия клиента. В этом ежедневно пополняемом реестре среди прочей информации содержатся сведения о счетах, используемых мошенниками для вывода похищенных средств. Вот эти данные в режиме постоянного мониторинга ЦБ планирует сделать доступными для всех российских кредитных учреждений, которые должны будут синхронизировать полученную информацию со своей клиентской базой. И тогда: если банк – отправитель платежа совершит перевод на счёт из чёрного списка, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные у него через этот перевод деньги. А если же клиент сам осуществляет перевод на счёт, который фигурирует в соответствующей базе ЦБ, например, под воздействием телефонных мошенников, то банк-плательщик будет действовать в зависимости от развития событий. При поступлении в течение двух дней просьбы о возврате денег — перевод будет возвращаться на счёт отправителя, при отсутствии в течение двух дней заявления о возврате — деньги будут зачисляться на счёт получателя.
Фото © Shutterstock
Такой подход не противоречит действующему законодательству, так как максимальный срок перевода сейчас может быть до трёх рабочих дней.
— Предложенная регулятором схема теоретически может сработать, но при условии, что отправляющий перевод клиент будет вовремя информирован, — пояснил кандидат экономических наук, начальник аналитического отдела компании "Риком-Траст" Олег Абелев. — Соответственно, главный вопрос: как заставить банки делать оповещение об "охлаждении" перевода, ведь это дополнительные расходы на СМС-информирование и технический персонал. Если ЦБ не проработает данный момент, а просто введёт некий принудительный порядок, то это либо приведёт к удорожанию банковских услуг, либо — новые меры будут работать только в случае активного обращения за ними со стороны обманутых клиентов.
С мнением Абелева согласен и банковский эксперт Сергей Куприянов, который отметил, что в прошлом году Центробанк уже готовил похожие поправки в закон 161-ФЗ "О национальной платёжной системе", но они приняты не были.
— Причина непринятия прошлого предложения ЦБ как раз в отсутствии расчёта возможных затрат и в весьма размытой методологии возможного применения, — считает Куприянов. — Если новый подход регулятора будет без подобных недостатков, то это, вне всякого сомнения, поможет снизить активность мошенников или, по крайней мере, повысит объём возврата средств обманутым россиянам.
Самозащиту от мошенников никто не отменял
Наверное, сейчас не осталось россиянина, кому бы ещё ни разу не позвонили мошенники, и, судя по нескончаемому потоку таких звонков от липовых "служб безопасности банка", обман как средство выманивания денег у россиян всё ещё процветает. И это несмотря на все предпринимаемые меры. Тот же Центробанк только за 2021 год инициировал блокировку более 179 000 номеров телефонов, с которых звонили злоумышленники для хищения денег у граждан (это в 6,7 раза больше, чем годом ранее). А в апреле этого года для борьбы с мошенниками всем банкам было рекомендовано в случае выявления нетипичных операций ограничивать дистанционный доступ к счёту. Но, как показала практика, этого недостаточно.
По мнению ряда экспертов, во многом ситуация остаётся проблемной из-за отсутствия комплексного подхода, объединяющего усилия банков и правоохранителей.
— Пока текущая реальность такова, что банки под любым предлогом стараются не возвращать деньги пострадавшему от мошенников россиянину, если только через суд не будет установлен факт полного неучастия потерпевшего в трансакции. Но в случае телефонного мошенничества, скорее всего, сочтут, что клиент виноват сам, а правоохранители могут при такой ситуации даже не проводить никакого расследования, — утверждает адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.
То есть получается, что борьба с "эпидемией" телефонного обмана продолжается практически на уровне самозащиты каждого россиянина. И рекомендации остаются прежними: при звонке незнакомцев немедленно прерывать разговор, а если возникли сомнения относительно сохранности денег на счёте — самостоятельно обращаться в свой банк по телефону, указанному на обратной стороне карты или на его официальном сайте.
Остаётся надеяться, что новые методы, предлагаемые Банком России, будут приняты как можно скорее, и они, наконец, приведут к положительному результату хотя бы в виде возможности отменить ошибочный перевод и вернуть деньги на свой счёт.