Сбербанк поддерживает культуру: Завершилась реставрация знаменитой картины Ильи Репина
В Третьяковской галерее закончилась реставрация картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Четыре года назад её испортил вандал. Спасти картину помог Сбербанк.
Обложка © Государственная Третьяковская галерея / Юлия Захарова
Реставрация картины продолжалась четыре года. Она началась сразу же после того, как полотно стало жертвой вандала. В пресс-службе Государственной Третьяковской галереи отметили огромный вклад в процесс реставрации со стороны Сбербанка. Благодаря его активной поддержке прошёл весь комплекс исследований и техническое оснащение работ.
У знаменитой картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" была непростая судьба. Художник приехал с ней на передвижную выставку. Там в 1885 году этот шедевр купил сам основатель галереи московский купец Павел Третьяков. С тех пор картина стала знаковым экспонатом. Без неё просто невозможно себе представить постоянную экспозицию музея. Миллионы людей стремятся попасть в Третьяковскую галерею именно для того, чтобы посмотреть на работу Ильи Репина своими глазами.
К сожалению, на картину несколько раз нападали вандалы. Первое происшествие случилось в 1913 году. В результате пришлось провести большую реставрацию, включающую дублирование холста. Кроме разрушений, связанных с вандализмом, картина имела серьёзную "хроническую болезнь" — расслоение красочного слоя по всей живописной поверхности из-за его ослабленного сцепления с грунтом. В связи со сложным состоянием сохранности на протяжении 100 лет полотно не покидало стен Третьяковской галереи. Исключение было сделано лишь однажды. Во время Великой Отечественной войны шедевр был отправлен в эвакуацию.
Фото © Государственная Третьяковская галерея / Юлия Захарова
В результате второго нападения на картину в трёх местах был прорван холст в центральной части живописного полотна. Удары вандала затронули красочный слой и холст, серьёзно повредив произведение в целом. Если бы оборот картины не был закрыт массивным дубовым щитом, урон был бы намного больше. Удары также привели к возникновению скрытых повреждений и усугубили проблемы, связанные с изначальной "болезнью" произведения.
Задача перед реставраторами Государственной Третьяковской галереи стояла сложнейшая. Нужно было не только исправить причинённый вандалом вред, но и на новом витке знаний, развития технологий и исследовательских возможностей глобально решить проблемы состояния сохранности картины. Это поистине ювелирная работа.
Проходила она в тесном взаимодействии специалистов музея: реставраторов, исследователей, хранителей и научных сотрудников. Параллельно велось углублённое изучение истории бытования картины с использованием многочисленных архивных материалов. В депозитарии Третьяковской галереи открыли специальную реставрационную мастерскую. Было сконструировано и изготовлено уникальное оборудование, не имеющее в мире аналогов: подвижный многофункциональный стол-трансформер со сложной механикой, уникальное реставрационное кресло. В процессе реставрации впервые в России был применён инновационный подход к утоньшению лакового покрытия. Вместе с избыточным лаком, который теперь утончили до оригинального слоя, было также удалено значительное количество старых реставрационных межлаковых записей и материалов.
Всё это позволило вернуть картине её первоначальный колорит. Теперь она воспринимается именно так, как и было задумано художником. Реставрация проходила при активном участии Сбербанка, который сейчас очень много занимается вопросами развития и сохранения культурного наследия. При его содействии был выполнен весь комплекс исследований, а также произведено техническое оснащение работ. Благодаря Сбербанку реставрацию удалось начать в кратчайшие сроки и на самом высоком профессиональном уровне.