Соцсети и телефон только по паспорту: данные будут проверять силовики, банки и мобильные операторы
Как и когда будет вестись проверка данных владельцев телефонных номеров и аккаунтов в соцсетях и мессенджерах, разбирался Лайф.
Обложка © Shutterstock
В России озаботились усилением противодействия мошенникам и распространителям запрещённого контента. В связи с этим сразу несколько ведомств сделали заявления о том, что запланировано и уже делается в их сфере регулирования. При этом госструктуры даже не скрывают, что такой комплексный подход — это общая стратегия, направленная на регулирование потоков финансово значимой и иной информации о гражданах.
Во-первых: доступ к системе проверки мобильных номеров Центробанка РФ получат силовики — так заявили представители самого ЦБ, которые уже направили свои поправки в Госдуму, где ко второму чтению готовится законопроект о создании этой самой единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи (ЕИС ПСА). Как следует из документа регулятора, фактически ЕИС ПСА сделает номер телефона полноценным идентификатором получателя финансовых услуг. Это должно упростить борьбу с телефонным мошенничеством, так как операторы связи будут обязаны на основании данных, полученных из системы, проводить регулярные сверки своих баз и вносить изменения, связанные с использованием номеров. При этом всей уже откорректированной информацией смогут пользоваться силовые ведомства, бюро кредитных историй, Росфинмониторинг, операторы платёжных систем и, конечно, сами банки и компании, предоставляющие услуги связи.
Во-вторых: Следственный комитет РФ сделал заявление о необходимости ввести новый порядок регистрации в социальных сетях (в мессенджерах и на прочих ресурсах Интернета), поскольку нынешний — недостаточно эффективно работает для противодействия распространению запрещённого контента и не всегда позволяет применять своевременные и эффективные превентивные меры реагирования. Это заявление вполне согласуется с развитием правоприменительной практики уже действующего правительственного Постановления от 20.10.2021 № 1801, которое предполагает, что в момент регистрации организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями (мессенджер) обязан проверить, закреплён ли номер мобильного телефона за реально существующим человеком.
Фото © Shutterstock
В-третьих: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и операторы связи объявили о запуске сервиса для подачи жалоб на спам, среди которого также могут иметься ссылки, ведущие на фишинговые сайты мошенников. Форма подачи жалобы предполагает возможность быстрого ответа на обращение по поводу нежелательных СМС-сообщений, а также голосового спама.
— То, что госструктуры стали прилагать более активные усилия по защите номеров и аккаунтов граждан, логично, — считает адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин. — Ведь эти сведения, по сути, являются финансовыми идентификаторами россиян и позволяют им осуществлять денежные переводы по номеру телефона или делать интернет-покупки через соцсети. И, конечно, на этот поток операций нацелено значительное количество мошеннических или обнальных схем, которые срабатывают только потому, что злоумышленники остаются в тени.
Разные векторы
Фото © Shutterstock
Участники финансового рынка и различные заинтересованные ведомства по-разному относятся к анонсируемым мерам контроля. Так, представители банковского сообщества выражают скептическое отношение по поводу безусловности и скорости актуализации поступающей к ним информации. Например, руководитель одного из операционных подразделений "Альфа-банка" уверяет, что успешность работы систем будет зависеть от того, насколько быстро и правильно мобильные операторы и провайдеры будут отражать текущие изменения в базе.
— Сейчас регулярно отмечаются случаи, когда россияне просто пользуются чужими телефонными номерами и зарегистрированными на них сервисами. И это касается не мошенников-профессионалов, а в большей степени родственников и знакомых самих клиентов, — рассказал собеседник Лайфа. — Например, наследники, получив средства по завещанию, сейчас вовсе не торопятся переоформить телефонные номера, а продолжают осуществлять по ним переводы, то есть по факту проводят незаконные операции. Вот если база будет обновляться вовремя, такого не будет.
А представители мобильных операторов и интернет-провайдеров в свою очередь высказывают недовольство общим подходом к решению проблемы.
Так, представители мобильных операторов считают, что предлагаемые новации могут иметь и негативный эффект. Сейчас операторы обмениваются информацией с банками по прямым договорам, которые не предусматривают передачу персональных данных, а силовики получают доступ по специальному запросу. Если порядок изменится, то появится риск, что сведения об абонентах могут быть скомпрометированы, так как объём передаваемой информации слишком широк. Помимо того, операторы считают, что введение новых систем потребует финансовых затрат на обслуживание, что может сказаться на тарифах.
"Засветят", но частично
Несмотря на высказываемые различными сторонами противоречия, большинство экспертов считают, что усиление контроля за телефонными номерами граждан и различными соцсетями и мессенджерами произойдёт, скорее всего, уже до конца этого года.
— Вполне вероятно, что будет принято сразу несколько законов и ведомственных нормативных актов, которые урегулируют большинство спорных вопросов, — считает Николай Волков, возглавляющий департамент IT-безопасности в крупной российской корпорации, занимающейся разработками в области интернет-технологий. — Например, следственные органы и Роскомнадзор могут вообще не подключаться к ЕИС ПСА, так как у них нет необходимости в онлайн-контроле. Более того, у них уже есть инструменты, позволяющие получать нужную информацию, им достаточно только "заточить" их под текущие потребности. А вот усиление идентификации, например путём создания условий для неизбежной привязки частных телефонных номеров к "Госуслугам", вполне реально.