5 отличий нового сезона сериала "Очень странные дела"
Журналист Сергей Изотов — о том, почему новые серии популярного шоу вновь стали самыми просматриваемыми в Интернете и почему монстры поменялись местами с главными героями.
Обложка © Netflix
Сериал "Очень странные дела" об американских подростках из вымышленного города Хоукинс вновь стал самым популярным шоу на стриминговом канале Netflix. Он объединил в себе ностальгию по 80-м и любовь к классическим голливудским ужастикам и романам Стивена Кинга. 27 мая сервис выложил первые семь серий четвёртого сезона, а финал шоу обещают показать 1 июля. Но уже сейчас понятно, что сериал изменился. Его эпизоды стали длиннее, а атмосфера мрачнее и запутаннее.
Каждая серия как фильм
Первое, что бросается в глаза, — сериал стал длиннее. Продолжительность эпизодов первых трёх сезонов редко превышала пятьдесят минут, теперь же каждая серия длится больше часа, а финал сезона может посоперничать с любым полнометражным фильмом — его хронометраж составляет почти два с половиной часа.
Сериал вышел за пределы США
Кадр © "Очень странные дела". Режиссёры Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, сценаристы Джастин Добл, Caitlin Schneiderhan, Кёртис Гуинн / IMDb.com, Inc.
Хотя место действия сериала не изменилось (события разворачиваются в небольшом городке Хоукинс в штате Индиана), его география значительно расширилась. Так, некоторые герои, в том числе Джейн Хоппер, или Одиннадцать (Милли Бобби Браун), переехали в Калифорнию, а часть событий разворачивается на Камчатке. Эти перемены обусловили и другое отличие нового сезона от предыдущих. Сюжетная линия теперь дробится на несколько отдельных историй, и иногда очень сложно уследить за тем, что происходит в сериале.
Вместо детей подростки
Кадр © "Очень странные дела". Режиссёры Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, сценаристы Джастин Добл, Caitlin Schneiderhan, Кёртис Гуинн / "Кинопоиск"
Изменения коснулись и главных героев: они заметно повзрослели (особенно по сравнению с первым сезоном, с момента выхода которого прошло почти шесть лет). Например, той же Одиннадцати уже даже не двенадцать, а восемнадцать лет, Майклу Уилеру (Финн Вулфхард) девятнадцать, а самому младшему — Уиллу Байерсу (Ноа Шнапп) — семнадцать. Повзрослели и второстепенные персонажи: брат Уилла Джонатан (Чарли Хитон, 28 лет), его девушка Нэнси Уилер (Наталия Дайер, 25 лет), Стив Харрингтон (Джо Кири, 30 лет).
Высокие гонорары
Кадр © "Очень странные дела". Режиссёры Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, сценаристы Джастин Добл, Caitlin Schneiderhan, Кёртис Гуинн / "Кинопоиск"
В новом сезоне сериал стал дороже, а его актёры богаче. Если первый и второй сезоны шоу стоили шесть и восемь миллионов долларов соответственно, то, по данным The Wall Street Journal, производство каждого эпизода четвёртого сезона обходится Netflix уже в 30 миллионов долларов (для примера: на каждую серию финального сезона "Игры престолов" HBO тратила около 15 миллионов). Таким образом, бюджет сериала сопоставим с затратами на современный голливудский блокбастер и составляет 270 миллионов долларов (для примера: "Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия" стоил около 200 миллионов, а новый "Бэтмен" — 185–200 миллионов). Немалая доля этих средств была потрачена на гонорары. Если в начале дети-актёры получали по 20 тысяч долларов, то сейчас их зарплаты составляют 250 тысяч, а Милли Бобби Браун зарабатывает и того больше — 350 тысяч долларов за серию. Такую же сумму получают и взрослые звёзды сериала — Вайнона Райдер и Дэвид Харбор.
Спецэффекты и антураж
Кадр © "Очень странные дела". Режиссёры Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, сценаристы Джастин Добл, Caitlin Schneiderhan, Кёртис Гуинн / IMDb.com, Inc.
Стоит отметить, что эти средства потрачены не зря. Сериал стал визуально эффектнее и даже страшнее. Недолго жители Хоукинса смогли наслаждаться спокойной жизнью. Буквально через полгода после жутких событий третьего сезона здесь снова стали происходить очень странные дела и погибать подростки. Причём на смену привычным обитателям изнанки Демогоргонам и Истязателю Разума пришёл новый антагонист — Векна. Он способен убивать, даже не покидая сумеречного мира. В этом новый злодей схож с героем из культового ужастика 80-х годов "Кошмар на улице Вязов". Кстати, в эпизодической роли засветился американский актёр Роберт Инглунд — тот самый Фредди Крюгер.
Как критики и зрители спорят о монстре
Первая часть четвёртого сезона получила высокие оценки как от критиков (90% положительных отзывов на основании 113 рецензий), так и от зрителей. В CNN особенно заинтересовались сюжетной линией Одиннадцати, которая "остаётся эмоциональным центром сериала". Особенно критиков взволновал вопрос о том, кто же главная героиня — монстр или супергерой.
В Empire прониклись новым злодеем Векной, которого сравнили с Фредди Крюгером. "Он использует ваши худшие кошмары в качестве своего самого страшного оружия", — отмечает издание. Сериал стал больше, лучше и страшнее, чем когда-либо, уверены в The Guardian. А вот в The Ringer считают, что "чем больше, тем не всегда лучше". С этим согласны и в New York Post. В Vanity Fair опасаются, что сериал рано или поздно достигнет критической точки, когда появляется риск устареть или стать неправдоподобным и утомительным.
Мнения зрителей разделились, но большинство отзывается о первой части четвёртого сезона положительно. "Лучший сезон, особенно что касается прекрасно воплощённой на экране атмосферы 80-х", — пишет один из пользователей Rotten Tomatoes. Многие не могут дождаться 1 июля, когда будут выложены две финальные серии сезона. Но есть зрители, которым продолжение любимого сериала не понравилось. "Очень нравились прошлые сезоны, но здесь слишком много клише и попыток объяснить то, чего не следовало бы", — пишут одни. "Кажется, что все силы у авторов ушли на костюмы, нежели на сценарий", — жалуются другие.
Реакция в мире
Кадр © "Очень странные дела". Режиссёры Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, сценаристы Джастин Добл, Caitlin Schneiderhan, Кёртис Гуинн / "Кинопоиск"
Уже после первого уик-энда новые эпизоды "Очень странных дел" стали самым успешным проектом Netflix за всю историю стриминга. За это время по всему миру они набрали почти 287 миллионов часов просмотров. Это больше, чем у второго сезона сериала о британской элите XIX века "Бриджертоны" и недавнего южнокорейского хита "Игра в кальмара".
Кстати, популярность сериала отразилась не только на его предыдущих сезонах, но и на музыке. После выхода эпизодов на Netflix сингл 1985 года британской исполнительницы Кейт Буш Running Up That Hill (A Deal With God) возглавил чарт на iTunes и Spotify. Именно под эту мелодию произошла одна из самых волнующих сцен сериала.
Российский зритель легко может посмотреть новые серии в Сети, а финт сервиса, официально покинувшего Россию в день премьеры сериала, лишил стриминговую платформу значительной доли аудитории.