Хитрый ремонт: Коммунальщики придумали новый способ получить деньги жильцов
Лайф изучил, в каких случаях управляющая компания сама должна выплатить жильцам штраф и сколько денег в этом случае возвращают россиянам
Обложка © ТАСС / Павел Кассин
Закон гласит, что жители многоквартирных домов обязаны каждый месяц оплачивать коммунальные и жилищные услуги и управляющие организации (УК), которые, как правило, являются оператором по сбору платежей, об этом постоянно напоминают. Но как быть в ситуациях, когда по факту эти услуги или вообще не оказываются, или выполняются с нарушениями установленных норм и регламентов, а плата все равно собирается по полному тарифу? Оказывается, уже сложилась практика, когда россияне не только заставили УК выполнять свои обязанности, но и выплачивать собственникам штраф за допущенные нарушения.
Вернули деньги за капремонт
Для большинства жителей многоквартирных домов одной из самых затратных строчек в платёжках является взнос на капремонт. Согласно закону, от его уплаты освобождаются только жильцы аварийных или подлежащих сносу домов либо пенсионеры старше 80 лет. Правда, в некоторых случаях покупатели новостроек тоже не платят взнос, так как пока в доме всё новое и капитально ремонтировать нечего, но эта отсрочка длится не более пяти лет и при условии, что есть соответствующее распоряжение муниципальных властей. А жильцы большинства многоквартирников ежемесячно пополняют фонд капстроительства, и многим из них невдомёк, что есть недобросовестные УК, которые придумывают ловкие схемы для получения доступа к накопленным деньгам. Так и случилось в Перми, где администрация товарищества собственников жилья (ТСЖ) организовала текущий ремонт, а оформила его как капитальный и списала в свою пользу со спецсчёта 4 186 000 рублей. Недовольные хозяева квартир обратились в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края, которая обнаружила нецелевое использование средств капремонта и выдала ТСЖ предписание — возместить денежные средства фонда капитального ремонта. Коммунальщики в попытках обжаловать решение надзорного органа дошли до кассационной инстанции Арбитражного суда Уральского округа, и тот в своём постановлении указал: так как выполненный ремонт внутридомовых инженерных сетей составляет менее 30% от их объёма, данные работы относятся к текущему ремонту, который ТСЖ обязано выполнять за свой счёт и таким образом нести предпринимательские риски своей коммерческой деятельности.
Фото © ТАСС / Алексей Смышляев
В итоге администрация ТСЖ была вынуждена средства в фонд капитального ремонта вернуть, а бдительным жителям достались и ремонт, и достаточный объём накоплений в фонде.
— В данной ситуации администрация ТСЖ сама себя перехитрила, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин. — Но, если бы жители дома не заняли активную позицию по отстаиванию своих прав, то не исключено, что даже “пойманный за руку” ТСЖ постарался бы средства в фонд не возвращать. И тогда без вмешательства правоохранителей положительно разрешить ситуацию было бы невозможно.
Компенсация за плохую уборку (вернули оплату и взыскали штраф).
Согласно положениям санитарных норм, все управляющие компании (УК) обязаны выполнять уборку в подъездах и прочих общедоступных помещениях многоквартирных домов. Однако, как показывает практика, нередки случаи, когда это не делается, но счета за услугу выставляются регулярно. Так происходило и у жителей города Фокино Приморского края, которые в судебном порядке потребовали взыскать со своей УК компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителей. Факты нарушений со стороны управляющей компании подтверждались актами надзорных инстанций и фотоотчётами. В итоге судебные инстанции иск граждан поддержали, и Верховный Суд определил, что все заявители должны получить компенсацию морального вреда (по 5 000 рублей) и в их пользу должен состоятся перерасчёт платежей (владельцам квартир разной площади вернули разные суммы, от 16 622 рублей до 11 835 рублей, и выплатили штрафы от 10 811 рублей до 8 417 рублей).
— Позиция Верховного Суда будет хорошей помощью тем россиянам, которые уже ведут тяжбы с коммунальщиками или могут попасть в ситуацию, когда им придётся отстаивать свои права, — считает адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин. — Весьма позитивно также то, что судебная практика закрепляет подход, когда за неоказание качественных коммунальных услуг компания обязана не только вернуть оплату, но и выплатить штраф в пользу заявителей.
Для справки: с марта 2021 года введены в действие новые санитарные нормы, согласно которым в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств (пункт 126 СанПиН 1.2.3685-21), ответственность за проведение уборки лежит на тех, кто осуществляет управление многоквартирным домом.
Расплата за плохое содержание общедомового имущества (возместили моральный вред)
Фото © ТАСС / Смышляев Алексей
К сожалению, известны случаи, когда из-за нерадивости управленцев напрямую страдают квартиры жителей, и тогда, даже если впоследствии технические проблемы решены, у граждан сохраняется право на компенсацию морального вреда. Например, в городе Нефтекумске Ставропольского края гражданин, проживающий на последнем этаже многоквартирного дома, заметил, что в результате разрушения фасада здания в его квартире образовались трещины на стенах и потолке, а также произошли другие деформации. По его жалобе Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору выдало управляющей компании, обслуживающей дом, предписание на устранение нарушения. Но УК исполнять его не торопилась. Поэтому гражданин обратился с иском в суд. И вот тут коммунальщики засуетились и быстро “уступили” обслуживание данного дома другой компании, которая привела общедомовое имущество в порядок. На этом обе управляющие компании решили перевести дух, так как формально все нарушения, перечисленные в предписании надзорного органа, были устранены. Однако Апелляционный суд решил по-другому и обязал ту УК, которая допустила нарушение, выплатить гражданину компенсацию морального вреда, так как факт устранения конструктивных дефектов не отменяет того, что права потребителя были нарушены. С этими выводами согласился и суд кассационной инстанции, и собственник квартиры получил ремонт и 5 000 рублей.
— Конечно, в этом случае сумма компенсации могла бы быть и больше, однако важна не только цифра, но и сам факт назначения компенсации. Очевидно, что любая УК, которая будет обслуживать этот дом, теперь приложит максимум усилий, чтобы не допустить нарушений и новых разбирательств. Ведь в противном случае руководители УК понесут персональную ответственность в виде немалых штрафов, — пояснил адвокат Первой Межрегиональной Коллегии Адвокатов Рауль Магомедов.
Как найти управу без судебного иска
Однако для того, чтобы решить проблемы с коммунальными управленцами, не всегда надо обращаться в суд или привлекать прокуратуру и госжилинспекцию. В некоторых случаях достаточно жалобы, поданной через Госуслуги или сервис Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Кроме того, право на жилищный надзор есть и у других инстанций.
Во-первых: у администрации района. Туда можно и нужно обращаться по вопросам благоустройства придомовой территории. Например, если во дворе есть опасные детские площадки, брошенные машины и т.д.
Во-вторых: у Роспотребнадзора. К этому ведомству стоит посылать обращение в случае претензий к своей УК по поводу нарушения санитарных правил или стандартов качества оказываемых услуг. Например, если в кране вместо горячей воды холодная или если длительное время из двора не осуществляется вывоз мусора.
В-третьих: у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Сюда есть смысл обращаться, если УК отказывает в объяснении по поводу тарифообразования в вашей платёжке.
В-четвертых: у Ростехнадзора. Это ведомство осуществляет контроль за нарушениями технических норм и регламентов, и обращение к нему может быть очень полезным, если есть проблемы с лифтами или электросетями.
В-пятых: у МЧС, которое весьма эффективно штрафует управляющие компании при наличии жалоб на захламленность подъездов и блокировку пожарных коммуникаций.