Почему SpaceX не разрешают запустить Starship в космос
Компания с прошлого года ждёт разрешения на первый орбитальный запуск "марсианского" космического корабля.
Обложка © Shutterstock
Это 24-й по счёту прототип корабля Starship — SN-24. Именно он должен будет впервые достичь космического пространства, то есть подняться на высоту около сотни километров. Его предшественники выше 10–12 километров не бывали, то есть это были суборбитальные полёты. Если присмотреться, можно заметить на SN-24 теплозащитную плитку. Корабль ею обложен только с одной стороны — именно этим боком он будет входить обратно в плотные слои атмосферы перед посадкой.
Прототип космического корабля Starship SN-24. Фото © Twitter / StarbaseSurfer
План предстоящего полёта SpaceX обозначила ещё больше года назад. Согласно документу, поданному тогда в Федеральную комиссию по связи США, корабль на своём сверхтяжёлом носителе (который так и называется — Super Heavy Booster) стартует с космодрома в местечке Бока-Чика в Техасе, далее на 171-й секунде полёта на высоте около 64 километров первая ступень отделяется и возвращается на Землю, а точнее — садится на воду в Мексиканском заливе в трёх десятках километров от берега. Притом об этом сказано — touchdown, что значит "посадка", "приземление". Это позволяет предположить, что сверхтяж могут посадить на одну из плавучих платформ SpaceX по той же схеме, по которой возвращают первые ступени Falcon 9.
Меж тем сам корабль Starship достигает низкой околоземной орбиты, а затем тоже начинает снижаться и касается поверхности Тихого океана в сотне километров от берега гавайского острова Кауаи. И насчёт этого касания написано уже — splashdown (от слова splash — "плюхнуться"), то есть возможно, что корабль "ловить" не будут, его просто затопят в океане.
От успеха этого пуска для SpaceX зависит очень многое: NASA рассматривает кандидатуру Starship для своих лунных пилотируемых миссий по программе "Артемида". Не говоря уже о том, что главной целью "Звёздного корабля" заявлен Марс.
Сейчас корабль (то есть верхняя ступень) стоит на суборбитальном стартовом столе, его готовят к криогенным испытаниям топливной системы. У него шесть двигателей Raptor 2 на жидком метане и жидком кислороде. Super Heavy (у которого три десятка таких же двигателей) находится уже на орбитальном стартовом комплексе, его тоже предстоит испытать. Надо сказать, недавно его пришлось вернуть на производство, чтобы заменить трубу для перекачки метана: она разрушилась во время предыдущих испытаний.
Как только обе части космической системы подтвердят свою надёжность, их вместе поставят на так называемую "Мехазиллу" — стартовую башню. Именно с неё Starship и будет взлетать. А в перспективе она же будет "ловить" возвращающийся сверхтяж.
Стартовые комплексы Starbase в Техасе. Фото © Wolopedia
Но несмотря на продолжающиеся испытания, в SpaceX уверяли, что были готовы запускать систему на орбиту ещё в феврале 2022 года. В декабре 2021-го компания ждала официального разрешения на орбитальный пуск из Бока-Чики. С тех пор выдача этого разрешения всё откладывается.
Дело в том, что нельзя просто купить участок земли и начать запускать оттуда ракеты на Луну и Марс без санкции соответствующих органов. И в случае SpaceX самым придирчивым из этих органов оказалось Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). Илон Маск купил для Starbase 37 гектаров в Техасе ещё в 2014 году и практически сразу получил от FAA официальное подтверждение, что его частный космодром не навредит экологии. И тем не менее все годы существования "Звёздной базы" глава SpaceX продолжает систематически с этим ведомством ругаться. К примеру, в декабре 2020 года, когда взорвался при посадке прототип SN-8, оно в очередной раз вознегодовало и заявило, что SpaceX нарушает лицензию на космические запуски. Маск тогда выпалил, что с такими порядками мы никогда до Марса не доберёмся.
Сейчас речь идёт о завершении экологической экспертизы, она называется "программной экологической оценкой" (PEA). И согласно её требованиям, нужно, помимо всего прочего, чтобы космическая деятельность в Бока-Чике не беспокоила местных вымирающих животных. В частности, например, оцелотов, ягуарунди, северных соколов апломадо и морских черепах Ридли Кимпа.
Фото © Twitter / The Daily Worm
Как сделать, чтобы она их не беспокоила, не очень понятно, но SpaceX со своей стороны предлагает задействовать спутники Starlink для наблюдения за окрестной фауной и вообще всяческую посильную помощь в благом деле защиты природы. Устраивает ли это Федеральное управление гражданской авиации США, узнаем 13 июня — на данный момент оглашение официального вердикта ведомства назначено именно на эту дату. Но ситуация на самом деле такова, что положительное завершение PEA ещё ничего для SpaceX не гарантирует, потому что в теории в запасе FAA имеются также требования по безопасности, рискам и финансовой ответственности.
Невольно напрашивается такое соображение по поводу выше упомянутой лунной программы NASA: для агентства всё-таки приоритетный кандидат для возвращения людей на Луну — создаваемая под его руководством сверхтяжёлая ракета Space Launch System. Это, можно так сказать, логическое продолжение программы Space Shuttle: на первой ступени установлены такие же двигатели, какие были у челноков, по бокам — два твердотопливных ускорителя, опять же как у Space Shuttle. Эту ракету начали разрабатывать ещё в 2011 году, то есть тогда, когда Starbase ещё в помине не было. И как раз в мае 2022 года стало известно, что SLS вернули в сборочный цех из-за неисправного клапана в топливной системе на второй ступени и, как следствие, утечки горючего. Выходит, если бы не придирки к SpaceX по поводу экологии, Starship могла бы полететь раньше Space Launch System.
А тут ещё какое-то экологическое общество Sierra Club вкупе с некоммерческой организацией Save RGV и (!) индейским племенем Carrizo/Comecrudo подают коллективный судебный иск против администрации Техаса: они жалуются, что Starbase закрывает им доступ на пляж.
Вконец измученный, но непоколебимый Илон Маск понял, что запустить на орбиту Starship с его собственного космодрома ему могут так-таки и не дать, и уже готовит себе запасной вариант: на мысе Канаверал строят "Мехазиллу". Притом на том же пусковом комплексе, с которого должна лететь SLS. Правда, на возведение там стартовой башни потребуется, как говорят в SpaceX, месяцев шесть-восемь, и многие считают, что это ещё самый оптимистичный прогноз. Кстати, заявляемые Маском фантастические сроки в США прозвали Elon time — "сроки Илона", с намёком, что вряд ли всё будет так быстро, как он говорит. Но во всяком случае небыстро — лучше, чем никогда.
Когда люди впервые побывают на Марсе?