Такси будут работать по-новому: Семь важных изменений для водителей и пассажиров
Изменение правил такси-перевозок вышло на уровень Госдумы. Повысится ли безопасность и подорожают ли поездки, разбирался Лайф.
Механик наклеивает знак на автомобиль "Яндекс.Такси" на территории таксопарка NEXT, Москва. Обложка © ТАСС / Гавриил Григоров
Плата за перевозку
В стране должен быть введён единый для всех легковых такси принцип расчёта оплаты за перевозку. Как следует из законопроекта, каждая поездка пассажира в такси будет признаваться публичным договором фрахтования, а плата по этому договору должна начисляться одним из двух способов:
- либо службой заказа или компанией-перевозчиком (в этом случае она должна быть оглашена заранее);
- либо по таксометру, который должен быть установлен в машине и показывать стоимость за единицу пробега и (или) единицу времени. То есть, допускается возвращение старых добрых счётчиков.
Тарифы на такси теперь формируются по-новому
В законопроекте предусматривается, что все тарифы должны быть заранее доступны пассажиру и опубликованы или на сайте компании-перевозчика, или на сайте той службы заказа, которой пользуется водитель такси.
При этом допускается, чтобы система тарифов могла отражать стоимость отдельной перевозки исходя из времени суток, дня недели, класса комфортности автомобиля и других значимых параметров, однако в этом случае должны быть указаны все условия применения каждого тарифа.
А для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предусматривается право городских властей устанавливать базовый (минимальный) таксотариф.
Фото © Shutterstock
— Если данный законопроект будет принят, то, скорее всего, ценовая политика на рынке услуг такси, по крайней мере в больших городах, перестанет носить скачкообразный характер, — считает финансовый эксперт группы "Аналитика онлайн" Глеб Задоя. — Водители не смогут самостоятельно поднять тариф просто потому, что в данную минуту в том месте, где они находятся, приложение агрегатора показывает повышенный спрос. А все остальные злоупотребления будут в фокусе антимонопольной службы.
Новые требования к водителям такси
Разработанные в Правительстве новации предполагают, что разрешение на занятие перевозкой смогут получить не только юрлица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые при условии заключения договора со службой заказа такси. При этом водитель должен не только иметь категорию B, но и водительский стаж не менее трёх лет, а ещё пройти аттестацию на знание, где на территории субъекта РФ расположены органы власти, памятники истории, больницы и т.д.
Также, для того чтобы работать водителем такси, кроме удовлетворительных медицинских показателей необходимо отсутствие проблем с рядом судимостей (эти положения регламентированы ранее принятыми поправками в Трудовой кодекс и другие федеральные законы). К управлению таксомотором не может быть допущен человек, который:
- дважды подряд на протяжении года был лишён прав или подвергался аресту за нарушения правил дорожного движения;
- имеет три неоплаченных штрафа за нарушение правил дорожного движения.
Кроме того, в законопроект внесено положение, предлагающее отрегулировать вопросы солидарной ответственности службы заказа легкового такси за всякий вред, причинённый пассажирам или другим участникам движения в результате дорожно-транспортных происшествий.
Пассажир у здания аэропорта Шереметьево. Фото © ТАСС / Михаил Терещенко
Для справки: в настоящее время служба заказа юридически не имеет отношения к самой перевозке и потому не несёт при аварии гражданской ответственности.
Новые требования к машинам такси
В проекте установлены требования к внешнему виду машин, используемых для перевозок такси.
Во-первых: каждый автомобиль должен иметь на кузове "шашечки" (композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке), а на крыше — оранжевый фонарь.
Во-вторых: цвет кузова таксомотора устанавливается на законодательном уровне субъекта РФ.
В-третьих: в салоне машины должны размещаться информация о перевозчике и указываться контактный номер для подачи жалоб.
В-четвёртых: в салоне добавится устройство контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя. Технические характеристики устройства будут введены специальными актами Правительства РФ.
О таком наборе требований к таксистам и их "коням" весьма положительно отзываются в правоохранительных органах, так как считают, что предложенные новации способны повысить безопасность, — об этом рассказал Лайфу собеседник в Управлении ГИБДД ГУ МВД России по городу Москве.
— Такие поправки позволят выключать из работы в такси злостных нарушителей и технически неисправные машины, что является несомненным плюсом прежде всего для перевозимых пассажиров, — заметил сотрудник ГИБДД.
Но несколько иной точки зрения придерживаются таксисты-профессионалы, которые указывают на проблему с недопуском из-за штрафов.
— Конечно, за рулём такси не должен находиться злостный нарушитель, но вопрос о количестве неоплаченных штрафов требует конкретизации, — уверен водитель "Яндекс.Такси" Роман Широков.
Ведение журнала заказов такси и хранение данных
Для того чтобы контрольные функции работали, в законопроекте предусмотрена норма, в соответствии с которой перевозчик обязан хранить сведения о времени вызова, продолжительности рейса, начальном и конечном пунктах маршрута, а также телефонный номер, с которого вызывали такси. Данная информация должна сохраняться в электронном или бумажном виде не менее полугода, а также указано, что агрегаторы будут обязаны передавать ФСБ автоматизированный удалённый доступ к своим информационным системам и базам данных в порядке, который установит Правительство России.
Фото © Shutterstock
Создание региональных реестров такси
Чтобы закон работал без сбоев, предполагается создание федеральной государственной информационной системы реестров легкового такси, в рамках которой органы исполнительной власти РФ будут иметь возможность формировать три вида реестров:
- региональный реестр перевозчиков легковыми такси — то есть список всех организаций, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, оказывающих услуги такси;
- региональный реестр служб заказа такси — это перечень организаций-посредников, передающих вызовы конкретным водителям или организациям-перевозчикам;
- региональный реестр легковых такси, содержащий сведения о транспорте, который перевозчик вправе использовать.
Предполагается, что из данных реестров будет сразу виден статус разрешения на перевозку (аннулировано, приостановлено и возобновлено) и может ли эксплуатироваться конкретный транспорт для услуг по платному извозу. При этом работать перевозчик сможет только на территории того региона, где выдано разрешение.
Механик на территории таксопарка NEXT, Москва. Фото © ТАСС / Гавриил Григоров
Особенности работы такси в городах федерального значения
Авторы законопроекта отмечают, что количество таксомоторов в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе оказывает критическое влияние на транспортную обстановку и в связи с этим предлагается разрешить властям этих трёх регионов вводить свои нормы максимального количества машин такси, которым разрешено действовать на их территории.
Помимо того, поправки предполагают возможность администрации этих регионов устанавливать места для предложения услуг такси и особенности организации перевозок такси в аэропортах и на вокзалах.
Такси у Киевского вокзала в Москве. Фото © Shutterstock
По-видимому, такой подход должен разгрузить парковки в местах критически важной инфраструктуры и отрегулировать извечный вопрос присутствия навязчивых вокзально-аэропортовых бомбил.
— Предложенная система регулирования в области перевозок такси, скорее всего, позволит усилить контроль Минтранса за этим видом общественного транспорта. По идее, в таксистах должно остаться намного меньше тех, кто решил заняться извозом просто потому, что это сейчас одна из самых доступных работ, — предполагает адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.
Так ли это на самом деле, покажет время, ведь хотя законопроект ещё на рассмотрении на стадии первого чтения, вероятность того, что он будет принят уже в этом году, достаточно велика.