Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион

Достать батуты: Почему в России отменили разработку многоразовой "ракеты-убийцы" Falcon 9

По мнению одних экспертов, Россия зря затеяла конкуренцию с Илоном Маском, по мнению других, вопрос таким образом не стоял вообще и у российской космической программы — свои приоритеты.

13 июня 2022, 21:40
12266
Фото © S7 Space

Фото © S7 Space

S7 и билеты в космос

7 июня группа компаний S7 приостановила разработку многоразовой ракеты-носителя с возвращаемым блоком первой степени. Сообщается также об увольнении большей части конструкторов и разработчиков S7 Space (дочерняя компания S7 Group.— Прим.Лайфа), где велась работа над созданием носителя.

"Морской старт" компании S7 Space Фото © ТАСС/Александр Рюмин

"Морской старт" компании S7 Space

Фото © ТАСС/Александр Рюмин

“Из более чем 100 человек компанию, к сожалению, покинули около 30 сотрудников”, сообщили в структуре. По информации экс-гендиректора компании Сергея Сопова, уволены 52 сотрудника. По данным пресс-службы S7, компания продолжит работу по ряду направлений, в частности — по аддитивным и сварочным технологиям.

"Морской старт" против Илона Маска

S7 Space много лет работала по нескольким крупным проектам, однако первоочередной задачей для компании было строительство многоразовых ракет-носителей, которые можно запускать с космодрома “Морской старт”. Этот комплекс был приобретён много лет назад в США и перебазирован в Россию, однако ни одного коммерческого пуска с него так и не осуществили.

Появление многоразовой ракеты-носителя должно было в перспективе привести к резкому снижению стоимости пусковых услуг на российском рынке. Компания рассчитывала разработать её за пять-семь лет. То есть к 2025 году они должны были представить готовый продукт. Естественно, с самого начала новый проект мерился “линейкой Илона Маска”. На тот момент многоразовая ракета-носитель тяжёлого класса Falcon 9 уже активно летала и зарабатывала деньги Илону Маску. Средняя стоимость пуска "Сокола" колебалась в диапазоне от 55 до 65 млн долларов.

Falcon 9 Фото © Hennessy / Anadolu Agency via Getty Images

Falcon 9

Фото © Hennessy / Anadolu Agency via Getty Images

Если бы всё пошло по плану, в скором времени пуск ракеты в России мог бы стоить 25–30 миллионов долларов, и это бы серьёзно потеснило монополию Илона Маска с его “Фалконами”. Дешевле всего было начать запуски ракет с морского космодрома, но как водится, гладко всё было только на бумаге.

Морской старт — плавучий космодром с непростой судьбой

По словам эксперта, популяризатора космонавтики Дмитрия Конаныхина, старт у компании был неплохой, но потом включилась масса факторов.

“Морской старт” купили за копейки. Это изначально неплохая идея, и по тем деньгам, в районе 160 млн долларов, это и правда недорого. То есть в принципе её можно было довести до ума. А уже потом какие пошли события — тут, мягко говоря, уже не до Илона Маска

Дмитрий Конаныхин

популяризатор космонавтики

 “Морской старт” купили за копейки. Это изначально неплохая идея, и по тем деньгам, в районе 160 млн долларов, это и правда недорого. То есть в принципе её можно было довести до ума. А уже потом какие пошли события — тут, мягко говоря, уже не до Илона Маска
 “Морской старт” купили за копейки. Это изначально неплохая идея, и по тем деньгам, в районе 160 млн долларов, это и правда недорого. То есть в принципе её можно было довести до ума. А уже потом какие пошли события — тут, мягко говоря, уже не до Илона Маска

В конце мая 2019 года в авиакатастрофе под Франкфуртом погибла совладелица S7 Group Наталия Филева. “Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики, и для всех нас ее гибель — личная трагедия”, — отозвался тогда глава “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин.

Уже в апреле 2020 года владелец компании S7 Владислав Филев заявил о заморозке проекта “Морской старт”. Он объяснил это нерентабельностью проекта: “Когда мы согласовывали перевозку комплекса в Россию, мне говорили, что условия по размещению будут не хуже, чем в Америке. Не случилось: с финансовой точки зрения хуже вдвое”.

Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Стоимость модернизации комплекса оценивалась разными экспертами по-разному. Руководство S7 Group оценило итоговые затраты в 29 миллиардов рублей, вице-премьер Юрий Борисов — в 35 миллиардов, "Росатом" — в 84 миллиарда рублей (1,12 млрд долларов по курсу 2020 года. Прим.Лайфа). Отмечалось, что этих денег должно было хватить на починку космодрома и на разработку многоразовой ракеты-носителя.

За эти два года ситуация с “Морским стартом" никуда не сдвинулась, до сих пор решается его судьба, а он тихо ржавеет в порту приписки в Приморском крае.

Что будет с S7 Space

С разработкой многоразовой ракеты тоже всё непросто. Эксперт, популяризатор космонавтики Дмитрий Конаныхин считает, что в этой истории изначально была масса белых пятен, к тому же во многом проект держался на энтузиазме и личности Наталии Филевой.

Для меня это “мутный проект”, не знаю, в каком состоянии он был на самом деле. Пытался общаться с их дизайнером, который занимался 3D-печатью, он на контакт не пошёл. Они говорили, что напечатают и прочее, что есть дизайн-центр и прочее. Поэтому в каком он был состоянии, что там было... Если очень серьезно, весь проект космического развития S7 держался на жене Филева, а когда она разбилась на самолёте, на этом всё и закончилось, потому что она была главным идеологом космической мечты. Филеву после смерти жены все постыло, пошли истории со всеми этими штрафами, какой уже тут космос. Он уже по инерции доживал этот проект

Дмитрий Конаныхин

популяризатор космонавтики

Для меня это “мутный проект”, не знаю, в каком состоянии он был на самом деле. Пытался общаться с их дизайнером, который занимался 3D-печатью, он на контакт не пошёл. Они говорили, что напечатают и прочее, что есть дизайн-центр и прочее. Поэтому в каком он был состоянии, что там было... Если очень серьезно, весь проект космического развития S7 держался на жене Филева, а когда она разбилась на самолёте, на этом всё и закончилось, потому что она была главным идеологом космической мечты. Филеву после смерти жены все постыло, пошли истории со всеми этими штрафами, какой уже тут космос. Он уже по инерции доживал этот проект
Для меня это “мутный проект”, не знаю, в каком состоянии он был на самом деле. Пытался общаться с их дизайнером, который занимался 3D-печатью, он на контакт не пошёл. Они говорили, что напечатают и прочее, что есть дизайн-центр и прочее. Поэтому в каком он был состоянии, что там было... Если очень серьезно, весь проект космического развития S7 держался на жене Филева, а когда она разбилась на самолёте, на этом всё и закончилось, потому что она была главным идеологом космической мечты. Филеву после смерти жены все постыло, пошли истории со всеми этими штрафами, какой уже тут космос. Он уже по инерции доживал этот проект

По словам Дмитрия Конаныхина, по состоянию на май прошлого года было завершено изготовление испытательных панелей, имитирующих корпус несущих баков ракеты-носителя. В январе 2022 года S7 Space объявила о планах испытать баки разрабатываемой ракеты-носителя космического назначения. Испытания должны были показать прочность конструкции. Однако лабораторию для испытаний так и не выбрали. Директор департамента технологических разработок компании Арсений Кисарев выражал надежду, что испытания пройдут на испытательном стенде головного научного института Роскосмоса ЦНИИмаш. А дальше случилось то, что случилось.

Будущее российского космоса: когда будет готов "Союз-5"

В начале этого года сообщалось, что у космодрома "Морской старт" будет несколько крупных учредителей, среди которых — “Роскосмос”, “Росатом” и S7. В январе 2022-го глава “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин заявил, что “Роскосмос” собирается найти зарубежного партнёра, чтобы возобновить эксплуатацию “Морского старта” и обновить его систему управления для пусков ракет “Союз-5”. Облетать ракету планировали в 2023 году, а зарабатывать с её помощью — не раньше 2025 года. По мнению популяризатора космонавтики Дмитрия Конаныхина, вопрос нужно ставить по-другому.

Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Да всё мы можем, многие могли бы это сделать. Вопрос — задачи подо что ставить? У нас сейчас избыток ракет-носителей, которые остались после OneWeb. И разрабатывать при наличии нескольких “Протонов”, которые остались, это как-то... У нас, по сути, пока нет только “Союзов”. Такой навес над внутренним рынком, что вкладываться в разработку еще одной подобной ракеты смысла нет. У нас избыток носителей при недостатке спутников.

Дмитрий Конаныхин

популяризатор космонавтики

Да всё мы можем, многие могли бы это сделать. Вопрос — задачи подо что ставить? У нас сейчас избыток ракет-носителей, которые остались после OneWeb. И разрабатывать при наличии нескольких “Протонов”, которые остались, это как-то... У нас, по сути, пока нет только “Союзов”. Такой навес над внутренним рынком, что вкладываться в разработку еще одной подобной ракеты смысла нет. У нас избыток носителей при недостатке спутников.
Да всё мы можем, многие могли бы это сделать. Вопрос — задачи подо что ставить? У нас сейчас избыток ракет-носителей, которые остались после OneWeb. И разрабатывать при наличии нескольких “Протонов”, которые остались, это как-то... У нас, по сути, пока нет только “Союзов”. Такой навес над внутренним рынком, что вкладываться в разработку еще одной подобной ракеты смысла нет. У нас избыток носителей при недостатке спутников.

По словам Конаныхина, в США быстрое восстановление спутниковой группировки представляет из себя не рынок, а систему, при которой за частниками прячут возможности восстановления военные заказчики.

Когда человек (Илон Маск. — Прим. Лайфа) живет на безразмерном бюджете Пентагона, можно сколько угодно рассказывать про эти все дела. Никакой “гражданкой” (гражданским космосом. — Прим. Лайфа) там и не пахнет

Дмитрий Конаныхин

популяризатор космонавтики

Когда человек (Илон Маск. — Прим. Лайфа) живет на безразмерном бюджете Пентагона, можно сколько угодно рассказывать про эти все дела. Никакой “гражданкой” (гражданским космосом. — Прим. Лайфа) там и не пахнет
Когда человек (Илон Маск. — Прим. Лайфа) живет на безразмерном бюджете Пентагона, можно сколько угодно рассказывать про эти все дела. Никакой “гражданкой” (гражданским космосом. — Прим. Лайфа) там и не пахнет

По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, российские проекты сейчас развиваются как некоммерческие и имеют другие цели.

В рамках лунной программы, марсианской программы у "Союза-5" будут другие возможности. Он в полтора раза больше, грузоподъёмнее, экологичнее. По всем параметрам рост

Роман Гусаров

главный редактор портала Avia.ru

В рамках лунной программы, марсианской программы у "Союза-5" будут другие возможности. Он в полтора раза больше, грузоподъёмнее, экологичнее. По всем параметрам рост
В рамках лунной программы, марсианской программы у "Союза-5" будут другие возможности. Он в полтора раза больше, грузоподъёмнее, экологичнее. По всем параметрам рост

По словам разработчиков, работы по созданию “Союза-5” идут по плану, и тут как раз никаких санкций не ожидается. По словам руководства Ракетно-космического центра “Прогресс”, где производятся основные работы по ракете “Союз-5”, уже к 2023 году она будет готова. "Союз-5" сможет выводить на низкую околоземную орбиту 17 тонн полезного груза, а стартовать носитель полутяжелого класса сможет как с космодрома Байконур, так и с плавучего космодрома "Морской старт".

https://static.life.ru/publications/2022/6/9/883079524892.8591.jpeg

Фото © Wikipedia

Доработает ли Россия многоразовую ракету "Союз-5"?

0
Комментариев: 0
avatar
Для комментирования авторизуйтесь!