К 1 июля изменятся темпы снижения цен на бензин: На чём основан такой прогноз и сколько будет стоить топливо
Бензин продолжает дешеветь, но уже к 1 июля на рынке может наступить поворотный момент. Что сейчас определяет стоимость топлива на заправках и какие цены ждать к началу следующего месяца?
Обложка © Shutterstock
Какие новости влияют на топливный рынок в июне
Бензин АИ-92 и дизель в период с 4 по 10 июня подешевели в среднем на 2 копейки — до 47,21 и 54,40 рубля соответственно. АИ-95 и АИ-98 в цене не изменились. Таковы данные Росстата. Впервые с прошлого года бензин начал дешеветь в марте, и с тех пор тенденция продолжается.
— Для начала нужно понимать, что больше половины составляющей стоимости нефтепродуктов — это налоги и сборы, включая НДПИ и НДС. Через эти механизмы государство может контролировать цены на бензин и дизтопливо. Тогда как ситуация на мировом нефтяном рынке имеет скорее косвенный эффект на цены. К тому же за неделю с 4 по 10 июня резких движений в ценах на нефть не было. Также в стоимость бензина входят расходы на логистику, которые отражают динамику инфляции, — рассказала аналитик УК "Альфа-капитал" Юлия Мельникова.
Некоторые эксперты полагают, что в ближайшее время есть вероятность ускорения снижения цен на бензин. Другие считают, что он, наоборот, вскоре перестанет дешеветь.
Рынок топливной розницы напрямую связан с добычей, обработкой и поставкой сырья, но есть нюансы. Прежде всего, рядовые автолюбители ошибочно ожидают быстрой корректировки отпускных цен на топливо в зависимости от актуальных биржевых котировок, что, конечно, неверно. На этот момент обратил внимание первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал.
— Контракты на поставку топлива для АЗС заключаются за несколько месяцев до итоговой реализации, поэтому нынешнее снижение биржевых цен и заключение по ним контрактов уже сейчас показывает нам динамику розницы на несколько месяцев вперёд. Также следует учитывать, что на снижение розницы сейчас действует удешевление цепочек логистики и усиление внутренней циркуляции рынка. Перевод внимания поставщиков на внутренний рынок даёт по итогу для автомобилистов приятную ценовую динамику, — добавил Павел Сигал.
Прогноз цен на бензин и дизель к 1 июля
Фото © Shutterstock
Ситуация на мировом нефтяном рынке (если говорить о росте цен на сырьё) сейчас меньше всего оказывает влияние на стоимость топлива внутри России. Просто потому, что из-за сокращения экспорта растут запасы бензина и дизеля, НПЗ уходят на ремонт сверх запланированного, а в результате на бирже сокращаются оптовые цены. АЗС этим пользуются, снижая стоимость топлива минимально. Они навёрстывают свои потери, которые образовались в последние два года. Тогда оптовые цены стремительно росли, а заправки не могли адекватно повышать стоимость топлива в розницу, опасаясь ещё большего падения потребления. Так охарактеризовал ситуацию на рынке частный инвестор, основатель "Школы практического инвестирования" Фёдор Сидоров.
— В прошлом и позапрошлом годах компании теряли в среднем 1,5–2 рубля на продаже каждого литра бензина, то есть работали себе в убыток. Сейчас пришло время компенсировать потери, что они и делают. Но цены снижают совсем немного — прибыль важнее. Вероятнее всего, что в ближайшее время начнётся период сокращения производства топлива на НПЗ, о чём месяц назад предупреждали главы нефтяных корпораций, — рассказал Фёдор Сидоров.
По его мнению, это приведёт к некоторому балансу на топливном рынке: ситуация профицита исчезнет, что снова подтолкнет цены к росту. Впрочем, этот процесс будет контролируемым и стоимость топлива не станет расти свыше инфляции. До конца месяца цена бензина и дизеля мало изменится. Скачок в пределах 2–3% произойдёт ближе к осени, когда НПЗ будут сокращать выработку.
— Действительно, сейчас происходит практически невиданное явление — удешевление топлива на наших заправках. Однако есть опасения, что ситуация может поменяться в ближайшие месяцы. Страны ЕС — основного покупателя российской нефти и нефтепродуктов — приняли решение о резком сокращении покупок со следующего года. Соответственно, стоит ожидать в ближайшие месяцы более существенных поставок в Европу, пока эмбарго не действует и можно делать запасы на будущее, — отметил главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман.
Кроме того, в июне начался высокий сезон для автомобилистов. Из-за ограничений на зарубежные путешествия многие предпочтут поездки по стране, что повышает спрос на бензин. Не следует сбрасывать со счетов и общую инфляцию в стране, повышающую затраты в производстве и реализации.
В результате, по прогнозам Марка Гойхмана, удешевление топлива может прекратиться. Есть вероятность того, что в конце июня цены перейдут к некоторому повышению: они будут ближе к уровню 47,7–48 рублей за литр АИ-92.